Психологические предпосылки эффективности боевых действий |
Рефераты - Военная служба | |
СОДЕРЖАНИЕ 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ 2. ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 2.1. Общая характеристика воинского воспитания 2.2. Воспитание на боевых традициях 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОИНА. 3.1. Воспитательная работа. 3.2. Взаимоотношения в коллективе 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-политические эле¬менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза¬ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. В боевой обстановке особое значение имеют такие мо¬ральные категории, как непреклонная уверенность в раз¬громе врага, основанная на справедливом характере вой¬ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов¬ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза¬имовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. При подготовке и ведении боевых действий, связанных с неимоверно сложными и опасными для жизни условиями и, как следствие, с огромным морально-психо¬логическим напряжением, которое испытывает личный со¬став на поле боя, отмеченные детерминанты играют ключе¬вую роль. Значительные морально-психологические нагрузки вы¬падают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго¬товлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытыва¬ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям. Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей¬ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це¬ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния - морально-политиче¬ские и психологические. Задачи морально-психо¬логической подготовки военнослужащих (по своему сущностному содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде¬ологического воспитания и морально-психологической под¬готовки. Морально-психологическое состояние как основной ре&n; ot;зультат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп¬повых факторов, которое выступает относительно устойчи¬вой для определенных условий характеристикой мобилизо¬ванности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто¬роннюю готовность и способность военнослужащих и воин¬ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни¬ем военно-политических, социально-психологических, мате¬риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель¬ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо¬го противоборства с противником. При рассмотрении психологических предпосылок эффективности боевых действий нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы. Главная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы разви¬вать и укреплять у них психологическую готовность к вы¬полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага. Основой социально-психологической работы является созна¬тельное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и спосо¬бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно¬сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси¬хологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение ис¬пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий. Социально-психологическая работа представляет собой комп¬лекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по¬средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требовани¬ями современной войны и боя. Основные группы задач социально-психологической работы: 1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре¬менной войны в целом. Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси¬хологического облика. Важным является вооружение лич¬ного состава необходимым минимумом военно-психологиче¬ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за¬калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые со¬ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости. 2. Выра¬ботка высокой боевой активности и психологической устой¬чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомле¬ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак¬торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста¬новке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть це¬ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки. 3. Формирова¬ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи - подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое де¬журство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения функциональной активности психики, улучше¬ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения. Задачи социально-психологической работы решаются с помо¬щью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения об¬становки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов¬ных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое со¬стояние, которое по тем или иным параметрам не отлича¬лось бы от боевого состояния. Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже¬ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по¬следствиями напряженных боевых действий. Однако про¬стым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами. Прежде всего эта напряженность достигается внедрени¬ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса: метание боевых гранат, преодоление минновзрывных заграждений по ограниченным проходам, форсирование водных преград, десантирование, наступление вслед за разрывами снарядов и мин. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряже¬ние и имитация огня противника, но при условии, что лич¬ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар¬тину издалека. Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при не¬достатке времени. Ограничение временных рамок достига¬ется как прямыми требованиями начальника, установлен¬ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ог¬раничивает запасы времени, которыми располагает коман¬дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре¬шение их, повышение самостоятельности - все это спосо¬бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях. Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно¬гих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх во¬ды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей. Полосы психологической подготовки оборудуются на ос¬нове полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты). Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза¬пись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей¬ствия. Для достижения большей систематичности и целостно¬сти в психологической закалке полосы, участки и поля объ¬единяются в городки психологической закалки. Такой горо¬док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои¬нов в составе подразделений, участок психологической за¬калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи¬ков, связистов и др.). На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры. 1. Критерий оптимальности организации МПО как кон¬кретного вида деятельности предполагает оценивание мо¬рально-психологического состояния по конкретным показа¬телям: - диагностическая подготовленность - умение долж¬ностных лиц анализировать МПО, использовать диагнос¬тические методы, подготовленность изучать людей, обста¬новку, успешность решения выполняемых задач и т.д.; - прогностические способности - подготовленность вы¬рабатывать предварительные и обоснованные варианты решений, умение видеть последствия боевых и иных дей¬ствий в боевой обстановке; - проектировочно-кострукторская подготовленность - умение заблаговременно и оперативно планировать МПО, вырабатывать оптимальные варианты действий в зависи¬мости от особенностей решаемых задач и характера разви¬тия ситуации; - организаторско-коммуникативная компетентность - способность эффективно реализовывать решения, подбирать, готовить, расставлять кадры, руководить их действиями по осуществлению МПО в любых условиях обстановки; - аналитико-оценочная способность - умение объек¬тивно и всесторонне анализировать организацию, состоя¬ние и действенность МПО подготовки и ведения боевых дей¬ствий, используя систему критериев и показателей 2. ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 2.1. Общая характеристика воинского воспитания Воинское воспитание - целенаправленный процесс формирования морально-боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач. Основными компонентами содержания воинского воспитания являются: - воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности; - формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неукоснительного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях боевых действий; - развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения; - выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества; - формирование морально-боевых качеств, которые особенно не- обходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения по- беды над врагом; - воспитание личного состава в духе гордости за принадлеж- ность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления разви- вать и обогащать их боевые традиции. Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на фло- те, его последовательное осуществление в многогранной деятельнос- ти военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого про- цесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая де- ятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по- нятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспита- ние развивает у них уважение к законам, на которых зиждется пра- вопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскры- вает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способство- вать утверждению и поддержанию уставного порядка. Особое значение придается личной примерности офицеров в со- четании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях. 2.2. Воспитание на боевых традициях В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время. В отечественной военной педагогике считается, что боевые традиции активно побуждают военнослужащих образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных сташими поколениями в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. К сожалению, на наш взгляд во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется недостаточное внимание. Используются не все формы пропаганды и агитации. Однако в некоторых частях войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. В «горячих точках», где служит российские воины, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции. Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются: - беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, посто- янная готовность защищать ее до последней капли крови; - непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность; - верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою; - любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля; - постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба завысокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину; - войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою. Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Известный полководец М.В.Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов. В своем приветствии воинам, штурмовавшим Перекоп, он указывал на то, чтобы "память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалась из поколения в поколение новым составам полков дивизии. Примерно об это же говорил Президент нашей страны В.Путин в недавнем выступлении на телевидении, подчеркивая важность «не быть Иванами, не помнящими родства». Воспитательное воздействие боевых традиций заключается прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат. Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности частей и подразделений. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков. Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повышения их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам. 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОИНА. Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях. Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, в экстремальных уловиях воинской службы, выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые "дедовщину", ущемление прав и достоинства отдельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах. Можно ли избежать их ? Если нет, то хотя бы свести до минимума. Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме нормальных человеческих отношений ? На эти и некоторые другие вопросы я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблюдений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по данному вопросу. Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнослужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий. Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной боевой готовности. В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего об- щества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны ставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций. Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины. Список использованной литературы 1. "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат - 1985г.,- 178 с. 2."Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва- 1979г.- 273 с. 3. "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат,Москва- 1990г. 4. "Исторя государства Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с. 5. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.: Воениздат, 1986. 5. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений в подразделениях. - М.:Воениздат, 1987. 6. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт,анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991. 1. "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат - 1985г.,- 178 с. 2. Игнатьев Л.Л. "Пятьдесят лет в строю", Воениздат, Москва- 1988г. - 750 с. 3. "История государства Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с. 4. Карев Г.А. "Пылающий берег", издательство "Маяк", Одесса- 1983г.- 262 с. 5. Конев И.С. "Записки Командующего фронтом", Воениз- дат,Москва -1988г.- 730 с. 6. "Краснознаменный Киевский", Издательство Политической ли- тературы, Киев- 1979г.- 462 с. 7. "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат,Москва- 1990г. 8. Полевой Б.Н. "Повесть о настоящем человеке", издательст- во"Советская школа", Киев- 1983г. - 346 с. 9."Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва- 1979г.- 273 с. 10.Цирлин А.Д. "Инженерные войска в боях за Советскую Роди- ну",Воениздат, Москва- 1970г.- 343 с. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необ- ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на са- мом высоком государственном уровне.
|
След. » |
---|