Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Курсовые работы arrow Эконономика arrow Безработица: экономические и социальные издержки

Безработица: экономические и социальные издержки

Безработица: экономические и социальные издержки
Содержание
Введение.................................................................................
1. Безработица: сущность причины типы. Уровень безработицы..........
2.Экономические и социальные издержки безработицы. Закон А. Оукена........................................................................
3.Безработица в России: особенности, государственное регулирование и социальная защита безработных...................................................
Заключение..............................................................................
Список использованных источников..............................................
Приложение..............................................................................
Введение
Тема безработицы довольно актуальна для любого современного государства, в том числе и России. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Экономисты изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения.
Проблема безработицы является одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российской экономики.
Безработица в нашей стране стала обыденным явлением. Состояние безработицы испытали уже многие миллионы граждан страны.
В настоящее время острота проблемы остается актуальной. За время с мая 1999 по май 2005 год численность безработных сократилась с 9106 тыс. человек до 5821 тыс. человек, т.е. более чем в 1,5 раза. Вместе с тем нельзя не отметить, что в период роста (1992 - 1999 гг.) численность безработных увеличивалась в среднем за год на 1484,5 тыс. человек, а в период ее сокращения (1999 - 2005 гг.) уменьшалась на 954,3 тыс. человек. И, следовательно, «скорость» увеличения численности безработных в 1,5 раза превышала «скорость» ее уменьшения. И это вполне закономерно - устранять последствия всегда труднее и дороже, чем предупреждать их. Кроме того, в рыночной экономике некоторый уровень безработицы всегда имеет место.
По данным Росстата, регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 миллиона человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 миллиона человек.
Рынок труда стал одним из главных показателей глубины экономического кризиса для России. По данным Росстата, регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 миллиона человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 миллиона человек. Реальное число россиян, не имеющих работы, оценивается в 6,3 миллиона человек, что сопоставимо с уровнем 1995 года.
Безработица дорого обходится всему населению. Для общества в целом она означает меньше произведенных товаров и услуг. Это и есть экономическая цена безработицы, особо тяжелое бремя которой, ощущают на себе собственно безработные.
Социальные и психологические издержки безработицы могут оказаться более трагичными, чем финансовые потери. Рушатся все надежды и планы у рабочих, для которых работа - единственный источник существования. Распадаются семьи, молодежь теряет перспективу на получение желаемого уровня образования, растет детская и подростковая преступность.
Поскольку безработица является негативным социально-экономическим явлением, то закономерно она имеет и негативные последствия, издержки. Таким образом, работа посвящена исследованию проблем, издержек связанных с безработицей. Актуальность темы определяется неизбежностью безработицы в современной рыночной экономике и необходимостью принятия мер по устранению и сглаживанию негативных последствий безработицы.
Целью данной работы является исследование особенностей проблем и издержек, которые вызываются безработицей. Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и причины безработицы, выявить ее уровень;
- показать социально-экономические издержки, вызываемые безработицей, с которыми сталкивается как отдельный человек, семья, так и государство в целом;
- рассмотреть особенности проблем безработицы в России, пути их регулирования;
- дать обобщающие выводы.
Объектом исследования является «безработица», как социально-экономическое понятие и явление в жизни России.
Предмет исследования: социально-экономические проблемы, вызываемые безработицей.
В первой главе работы будут рассмотрены общие теоретические положения, характеризующие безработицу; во второй главе необходимо рассмотреть непосредственно социально-экономические издержки безработицы; в третьей - выявлены особенности безработицы в России, показаны пути государственного регулирования и социальной защиты безработных; в заключение представлены обобщающие выводы по данной работе.
Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.
Теоретической основой работой являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области занятости и безработицы. Большой вклад в развитие теории безработицы внесли известные зарубежные специалисты, среди которых использованы фамилии таких специалистов как А. Смита, Дж. Кейнса, М. Фридмена, Дж. Пери и др.
Информационной базой послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
1. Безработица: сущность причины типы. Уровень безработицы.
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Из закона «О занятости населения Российской Федерации»:
«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам».
Таким образом, официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).
Уровнем безработицы (u) называется отношение количества безработных (U) ко всему экономически активному населению (L)
u=U/L
Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде английского экономиста Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (конец XVIIIв.). Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Маркс критиковал теорию Мальтуса, так как эта теория не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Значит, источник безработицы следует искать в самой экономической хозяйственной системе, а не вне ее.
К. Маркс также довольно тщательно исследовал безработицу в «Капитале». Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Некоторые современные экономисты рассматривают безработицу с точки зрения запаса и потока. При этом подразумевая, что запас - это количество безработных на данный момент времени, а поток - это характеристика динамики безработных, движения в и из состояния безработный. Этот процесс описывается следующей схемой (рис.1)
Рис.1 Потоки на рынке труда
Из схемы видно, что рынок труда - «живая структура» в которой постоянно происходит перераспределение основных структурных единиц, то есть не прекращаются потоки людей в ряды безработных и наоборот.
Основным же критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность. Экономисты разделяют вынужденную и добровольную безработицу.
Добровольная безработица возникает в том случае, если потерявший работу человек отказывается от работы по сложившимся для работников его специальности и квалификации ставки заработной платы. В этом случае свободные рабочие места имеются, но безработный, зная цену своего труда, предпочитает дождаться более выгодных предложений на рынке труда. Стоит отметить, что ряд западных экономистов называет добровольную безработицу безработицей ожидания.
Вынужденная безработица возникает, когда безработный не может найти работу по сложившимся условиям на рынке труда (профессиональное несоответствие работника, замена рабочей силы техникой и др.). Вынужденная безработица представляет проблему для правительства, требующую принятия для борьбы с ней активной экономической политики.
Фактически сложившийся в экономике уровень безработицы отражает две составляющие - безработицу, связанную со спадом производства во время рецессии и безработицу, имеющуюся в любой рыночной экономике даже при благоприятной рыночной конъюнктуре.
Не зависимо от того вынужденная безработица или добровольная ее разделяют на следующие основные виды: структурная, фрикционная и циклическая.
Со временем в структуре потребительского спроса происходят существенные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена.
Высвобождаемые кадры не сразу могут трудоустроиться, и некоторые из них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной.
То есть структурная безработица - длительная безработица, вызванная изменениями структуры рабочих мест, что связано с изменением производственных процессов и упадком отдельных отраслей. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместную компьютеризацию производства, при этом вычислительная техника заменила большое количество персонала такие специальности, как счетовод, машинистка, делопроизводитель. Кроме того, многие рабочие не смогли переквалифицироваться для работы с ЭВМ. Иногда бывает трудно отличить структурную безработицу от фрикционной. Однако «структурные безработные», как правило, не могут получить работу без переподготовки или перемены места жительства. Структурная безработица более долговременная, следовательно, является более серьезной проблемой. В развитых странах государство разрабатывает и осуществляет специальные программы с целью сокращения структурной безработицы (бесплатные курсы повышения квалификации, стипендии на время учебы и др.).
Также бывают ситуации, когда человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. Подобную безработицу называют фрикционной.
То есть фрикционная безработица - это безработица, вызванная тем, что заполнение безработными свободных рабочих мест требует времени. Это результат того, что у рабочих различные склонности и способности; профессиональные требования к каждому рабочему месту различны; система информации несовершенна; на смену места жительства также уходит некоторое время.
Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда. Экономисты считают допустимый уровень фрикционной безработицы в 2-3% от экономически активного населения.
Также в экономике постоянно происходят структурные сдвиги, в результате которых потребность в одних профессиях снижается, в других увеличивается. Кроме того, свободные рабочие места не могут быть заняты мгновенно из-за отсутствия информации или потому, что квалификация безработных не составляет спроса со стороны работодателей. Поэтому государственные программы для снижения уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы обычно включает в себя совершенствование информации о вакансиях, а также различные программы переподготовки.
Система страхования по безработице наоборот, увеличивает число фрикционных безработных, так как, с одной стороны, работник может дольше искать подходящую для него работу, а с другой стороны - фирмы легче идут на увольнения, зная, что работник не останется без средств к существованию. В этой связи экономисты часто предлагают ввести такой порядок, чтобы фирма полностью выплачивала компенсацию уволенным работникам или брала на себя большую ее часть. Однако многие считают, что в конечном итоге экономика выигрывает от существования пособий, так как работник может в этих условиях найти наиболее подходящую по его способностям работу, что увеличивает экономическую эффективность.
Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная - возникает из-за профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы - существует общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы. Этот уровень соответствует состоянию долгосрочного экономического равновесия и часто измеряется как средний уровень безработицы в течение длительного временного периода. Поэтому многие применяют термин «долгосрочный уровень безработицы».
Впервые термин «естественный уровень безработицы» предложили Фридман и Фелпс, использовавшие для его определения кривую Филипса. Они считали, что естественный уровень безработицы возник при совпадении фактических и ожидаемых темпов инфляции. Поэтому иногда о нем говорят как о «не ускоряющем инфляцию уровне безработицы».
При изменении ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда, то есть происходит всеобщее снижение спроса на труд. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической.
Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная.
Также экономисты рассматривают сезонную, частичную, застойную и другие виды безработицы.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.
Различие между циклической, фрикционной и структурной безработицей помогает экономистам в диагностировании общего рынка труда. Высокие уровни фрикционной и структурной безработицы могут иметь место даже при равновесии на общем рынке труда, например, вследствие высокой текучести кадров или когда высокий уровень минимальной зарплаты оставляет вне рынка труда целые категории работников. Циклическая безработица характерна для периодов экономических спадов, когда занятость снижается в результате нарушения равновесия между совокупным предложением и совокупным спросом.
Наиболее общей причиной возникновения безработицы и ее неистребимого существования является сама рыночная капиталистическая экономика. Ведь безработный - это носитель непродовольственного товара «рабочая сила».
Итак, общая причина безработицы - капиталистическая рыночная экономика. Необходимо знать тот рыночный механизм, который рождает безработицу. Научно доказано, что безработица вызывается действующим объективно, то есть независимо от воли человека, механизмом рыночного саморегулирования и законами рыночной конкуренции.
Таким образом, основной причиной неистребимого существования «лишней» рабочей силы является действие конкурентного механизма рыночной экономики, законов капиталистического накопления. Положение дел усугубляется внезапными спадами, депрессиями и кризисами, когда деловая жизнь замирает, производство сокращается. Все это сопровождается высвобождением значительного числа наемных работников, разорившихся предпринимателей мелкого бизнеса, а также сложностями трудоустройства молодежи, вступающей в трудовую деятельность и пополняющей ряды безработных.
На Западе широкое распространение приобрела теория «технологической безработицы», которая заключается в том что из-за стремления предпринимателя снизить издержки и повысить таким образом конкурентоспособность фирмы уменьшает спрос на рабочую силу и приобретает все большее количество техники.
Многие экономисты также придерживаются кейнсианской теории. По мнению Кейнса, люди обладают склонностью к сбережению из-за неустойчивости экономического положения в рыночной экономике. Это ведет к изобилию потребительских товаров, а сберегаемые доходы не расходуются на их покупку, что приводит к затовариванию, которое вынуждает сокращать производство, а, следовательно, сокращать и рабочую силу.
Специфика безработицы и ее причины обусловлены, прежде всего, факторами формирующими отношения в сфере занятости. Понимание причин безработицы - одна из важнейших задач, стоящих перед учеными, занимающимися проблемами макроэкономики.
Экономисты также выделяют следующие причины безработицы:
1. Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Покупатель (работодатель) на рынке труда определяет свое поведение соотношением затрат на покупку единицы рабочей силы и дохода, которой он полагает получить от ее использования в течение определенного времени, с затратами на покупку машины, которая может заменить рабочую силу и ее производительности. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного.
2. Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)
Продавец рабочей силы (наемный работник) адекватно оценивает стоимость своего труда, поэтому отказывается работать за бесценок и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
3. Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства в силу своей не трудоспособности или профессиональной непригодности, в этом случае работодатель отказывается нанимать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды, пенсионеры и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основным фактором возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Вследствие этого неравновесия происходит либо недостаток, либо переизбыток рабочей силы.
2.Экономические и социальные издержки безработицы. Закон А. Оукена
Безработица оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни, поскольку трудовая деятельность формирует человека как такового и является источником социально экономического прогресса. Существуют следующие основные последствия безработицы:
1. Ухудшение качества трудовых ресурсов. Во-первых, длительная безработица приводит к потере специалистами своей квалификации. Во-вторых, стрессовые ситуации, связанные с увольнением и безуспешными поисками работы, отрицательно сказываются на здоровье населения. В-третьих, профессиональная и территориальная миграция трудовых ресурсов, которая приводит к более эффективному их использованию, сковывается опасением людей потерять работу в период высокой безработицы.
2. Сокращение доходов и уровня жизни населения. Имущественное расслоение в обществе усиливается, что нередко приводит к социально-политической нестабильности.
3. Увеличение преступности. Число преступников не находится в прямой связи с уровнем безработных, однако удельный вес неработающих в общей численности правонарушений чрезвычайно высок.
4. Усиление стимулов к добросовестному труду. Угроза безработицы стимулирует работников к более эффективному и добросовестному труду.
5. Сокращение объемов национального производства. Определим полную занятость как составную экономики, в которой отсутствует циклическая безработица, то есть имеются наиболее благоприятные условия занятости. Следовательно, фактический уровень безработицы соответствует естественному уровню, а фактический ВВП приравнивается к потенциальному ВВП. В жизни же такого не существует, и фактический уровень безработицы всегда выше естественного, а фактический уровень ВВП всегда ниже потенциального.
Отставание ВВП называется относительным отклонением фактического ВВП от потенциального, и рассчитывается по формуле:
Отставание ВВП = ВВПп-ВВПф/ВВПп
Закон Оукена называет формулу, связывающую отставание ВВП и безработицу. Согласно этому закону увеличение безработицы на один процентный пункт приводит к увеличению отставания ВВП на 2-3 процентных пункта.
Отставание ВВП = 2.5(УБф-УБп)
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.
Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
3. Безработица в России: особенности, государственное регулирование
и социальная защита безработных
В XXI веке развитие экономики целиком связано с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа научно-технического прогресса, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
На современном этапе развития экономики Россия встала на путь реформ и преобразований. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
Численность экономически активного населения в I квартале 2009 года составила 74,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В феврале 2009 года в них работало 36,3 млн. человек, или 52,5% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2009г. составило 38,0 млн. и было меньше, чем в феврале 2008 года на 0,9 млн. человек, или на 2,4% (см. приложение, табл. 1).
По итогам обследования населения по проблемам занятости, проведенного в I квартале 2009года, общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с методологией Международной Организации Труда, составила 7,1 млн.человек, или 9,5% экономически активного населения.
В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,2 млн. человек, в том числе 1,9 млн. человек получали пособие по безработице (см. приложение, табл. 2). Данные о забастовках помещены в таблице 3 (см. приложение).
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года.
Численность безработных и уровень безработицы в феврале 2009 года были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999 года, когда было отмечено их максимальное значение.
Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008 года на 2,9 млн. человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн. человек, или на 2,6%. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2009 года составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008 года и 62,1% в феврале 2008 года.
По данным обследования населения по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс. человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс. человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс. человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В феврале 2009 года общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008 г. - в 3,6 раза).
Безработица по полу и месту проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта). Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.
Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов. Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.
Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта. В феврале 2009 года среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008 года и ноябрем 2008 года увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.
Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе (6,6%), затем в Северо-Западном ФО (7,5%), Уральском и Дальневосточном ФО (10,2%), Приволжском ФО (10,5%), Сибирском (11,8%) самый высокий - в Южном федеральном округе (12%).
Следует отметить, что процесс формирования рынка труда в Российской Федерации и её регионах имеет специфические, не характерные для других стран особенности.
В этой связи приобрели актуальность исследования в области занятости, безработицы и в целом в сфере приложения труда на региональном уровне. Для Российской Федерации характерна острая дифференциация рынка труда по регионам. Так по статистическим данным наибольшее число безработных, состоящих на учете в государственных службах занятости наиболее максимально в Алтайском крае, Кемеровской области, Чеченской республике, республике Дагестан. Что связано с высокой плотностью населения и отсутствием достаточного количества рабочих мест (Чеченская республика, республика Дагестан), закрытием большого числа промышленных предприятий (Кемеровская область). Но стоит забывать, что в таких регионах, как республика Саха-Якутия, Чукотская АО, Камчатский край, республика Коми, низкий показатель безработицы связан, прежде всего, с низкой плотностью населения (см. приложение, рис.2)
Государственная политика занятости в России.
Одной из главных функций исполнительной власти является регулирование занятости населения, снижение безработицы и сглаживания ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости - то совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
В большой степени от правового регулирования, от реального соответствия правовых норм состоянию и возможностям общества зависит состояние рынка труда. Поэтому политика занятости должна быть согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Меры государственного воздействия на рынок труда и действия по отношению к безработным и выбывшим из состава рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пассивные меры помогают людям, лишенным работы, приспособится к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления. Активные меры помогают людям вернуть работу, направлены на поощрение экономических возможностей и активности людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда (государство может оплачивать полные или частичные расходы на обучение, повышение квалификации).
Регулирование занятости в России происходит в двух основных формах: в форме правового обеспечения государственной политики содействия занятости (правовое регулирование) и в форме административного воздействия на рынок труда со стороны органов исполнительной власти.
Правовое регулирование занятости осуществляется посредством принятия нормативных актов (федеральных и местных законов, постановлений Правительства РФ и др.), которые оказывают всяческое воздействие на численность, состав и динамику занятого населения. Основу правового регулирования занятости в РФ составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и закон «О занятости населения в РФ» (1991г.).
Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006).
Конституция РФ от 1993 года заложила основы функционирования российского рынка труда. В статье 37 Конституции говорится о том, что:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Трудовой кодекс РФ от 2001 года содержит детальное изложение правовых норм, регулирующих рынки труда в России, а именно установлены:
- основы социального партнерства в сфере труда (разд.2);
- порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (разд.3);
- продолжительность рабочей недели и режим рабочего времени (разд.4);
- продолжительность отдыха (разд.5);
- нормирование труда и механизм начисления заработной платы (разд.6);
- гарантии и компенсации работникам (разд.7);
- особенности регулирования труда отдельных категорий граждан (дети, женщины, несовершеннолетние, педагоги и др.) (разд.12).
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политике содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.
Данный закон определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ и приносящую им доход. В законе закреплено исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производству, творческому труду.
Занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу, а также проходящие военную службу, учащиеся очных курсов в образовательных учреждениях;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой и др.
Государственное регулирование в области содействия занятости населения направлено на:
1. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от национальности, возраста, социального положения в реализации права на добровольный труд и свободу выбора трудоустройства;
2. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие;
3. поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производству, творческому труду;
4. обеспечение социальной защиты в области занятости населения;
5. предупреждение массовой безработицы и сокращение ее длительности (не более года);
6. координация деятельности государственными органами профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Закон также устанавливает права граждан в области занятости такие как, право на выбор места работы, право на консультации и получение информации в органах службы занятости и др.
Значительное место в реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Также в формировании программ и их исполнении участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений. Таким федеральным органом исполнительной власти в РФ является Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирование трудовых споров. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через учреждения занятости во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов, содержание нормы трудового права, а также установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
2. Осуществляет регистрацию граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
3. Осуществляет содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске подходящих работников;
4. Информирование о положении на рынке труда;
5. Содействие временным трудоустройством.
Также оказывается социальная поддержка безработным в виде пособий по безработице (во избежание возрастания безработицы, пособия выплачиваются на протяжении не более 12 месяцев, в размере 75% от среднемесячной оплаты труда 3 месяца, 60% следующие 4 месяца и 45% оставшиеся 5 месяцев); досрочного оформления пенсии (в случае, если до выхода на пенсию оставалось менее года); выплат стипендий гражданам в период переквалификации; организации общественных работ.
Федеральная государственная служба занятости населения играет значительную роль в России, но, стоит подчеркнуть, сохраняется невысокий уровень регистрации безработных. Также недостатком работы службы занятости является слабый контроль за лицами, получившими в течение года пособия по безработице. Им предлагается мало вариантов трудоустройства.
В настоящее время перед Правительством РФ остро стоит проблема разработки действенной политики занятости. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов.
В Российской Федерации необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Также не стоит забывать о существующих общегосударственных проблемах, решение которых помогло бы решить и проблему занятости. Наиболее эффективный путь содействия занятости - это путь реструктуризации и возрождения предприятий, улучшения информационного обеспечения в области трудовых отношений.
Изучение и умелое использование зарубежного опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада будет способствовать скорейшему формированию отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, так как на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
Таким образом, на сегодняшний день наблюдается постепенный выход государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда.
Уровень безработицы в 6-7% (по оценке МОТ) в Российской Федерации, где на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с неотлаженностью механизма конкретной помощи безработным и недостатком ресурсов, которые государство может выделить на эти цели.
Подобная норма безработицы по оценкам международной организации труда не является катастрофической. Но вопрос заключается не в уровне безработицы, а в том, какие процессы и тенденции он отражает.
В условиях рыночной экономики процесс высвобождения рабочей силы из производственного процесса является неотъемлемой ее частью, однако продолжительность таких периодов невелика. Примером являются США, занимающих первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского рынка труда способствовал формированию так называемого «нового взгляда» на безработицу как на распространенное, но кратковременное явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством новых рабочих мест. Проблема их «обогащения» является сегодня одной из ключевых в американской политике занятости.
Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах рынка и возрастание численности и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев «культуры безработицы» побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации.
Во всех этих случаях политика занятости подчинена стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному человеку не просто работы, а возможности в наибольшей степени реализовать свой трудовой потенциал и получить за это соответственно достойное вознаграждение. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет два направления:
1. Помощь длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны),
2. Помощь молодежи, трудовые навыки которой еще не реализованы,
3. Помощь специалистам-профессионалам, потерявшим работу как наиболее ценной категории работников.
Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих высококвалифицированного труда, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности, охранном бизнесе, то есть преимущественно в рамках неформального сектора экономики. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.
На данных проблемах и должна, на мой взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на выплату значительных пособий по безработице. Последнее время идет тенденция к усилению роли активных мер регулирования безработицы. В связи со спецификой рыночной экономики в России не все они могут использоваться.
Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы.
Речь идет о выплате субсидий, предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, а содействует занятости тех контингентов безработных, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.
Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест (строительство новых мощностей, размещение государственных заказов на конкретных предприятиях). Безусловное ее преимущество - субъективный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы также наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (строительство дорог, мостов), а также в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости населения. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест необходимо направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.
Значительную роль играют меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятые неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости населения в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы. Такие меры наиболее широко применяются в российском автомобилестроении, так с уменьшение спроса на автомобиль Ford на короткий период времени закрывался «Лужский автомобильный завод», но с сохранением рабочих мест.
Представляется очень важным содействовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков. Хрестоматийным примером такой политики стал опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного сокращения объема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.
Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности (такая форма занятости широко распространена в России в сельской местности).
Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы отпусков. В этом плане важен опыт Дании, где с 1994 года действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации.
Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры малого и среднего бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России и в частности широко используется мэром г. Москвы Ю.М. Лужковым, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те малые предприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.
В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования.
Таким образом, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.
Заключение
Проведение данного исследования по вопросу экономических и социальных издержек безработицы позволило прийти к следующему заключению:
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.
Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 году, с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, численность зарегистрированных безработных в январе-марте 2009 году по России существенно выросла. К концу 1-го квартала численность людей, зарегистрировавшихся в службе занятости, увеличилась по сравнению с началом года на 44%. В службах занятости с некоторым временным запаздыванием регистрировались безработные, потерявшие место работы с ноября 2008 года по февраль 2009 года.
В начале 2009 года численность зарегистрированных безработных достигла первоначального прогноза на конец 2009 года. Численность безработных на конец марта составила 2177 тыс. человек, а темп роста по сравнению с февралем - +8.2%. Прогноз на конец 2009 года пересмотрен Правительством в сторону повышения, до 2800 тыс. человек Фактический уровень безработицы в I квартале составил 9.5% (к численности экономически активного населения), численность безработных - 7107 тыс. человек (согласно методологии МОТ).
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года.
Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.
В заключение отметим, что, несмотря на проблемы молодых специалистов на рынке труда (включая безработицу), научное сообщество именно от них ждет деятельности, которая поднимет и науку, и экономику, ведь они являются одним из наиболее сильных ресурсов страны.
Список использованных источников
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие. - М, 2002. - 491 с.
2. Бочарова И. Программы содействия занятости // Экономист, 2005. - № 5. - с. 77 - 83.
3. Бреев В.Д. Тенденции развития безработицы в России // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2005. - № 4 (33). - с. 49 - 52.
4. Бургалин А.В. Переходная экономика - М.: Таурус, 1994.
5. Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 444 с.
6. Задоя А.А., Петруня Ю.В. Макроэкономика: учебник. - К.: О-во «Знание», КОО, 2004. - 368 с.
7. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 709 с.
8. Иванова В.Н., Безнадежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.
9. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.
10. Ониценко В.Ф. Рациональная занятость: методология регионального исследования. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 272 с.
11. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
12. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М. 6 РАГС, 2005. - 384 с.
13. Райхлин Э. Основы экономической теории. Безработица и инфляция. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 182 с.
14. Селищев А.С. Макроэкономика. - Спб.: Питер, 2005. - 464 с.
15. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. - М.: ИЦ: «Академия». 2002. - 192 с.
16. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 638 с.
17. Четверина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2006. - № 3. - с. 48 - 54.
18. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831 с.
19. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 464 с.
20. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников и др. - Спб.: Алга-фонд, 2002. - 568 с.
Приложение
Таблица 1
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)
Февраль
2009г.,
млн. В % к Январь-
февраль
2009г.
в % к
январю-
февралю
2008г. Справочно
февралю
2008г. январю
2009г. февраль 2008г. в % к январь-
февраль
2008г.
в % к
январю-
февралю
2007г.
февралю
2007г. январю
2008г.
Всего замещенных рабочих мест 38,0 97,6 99,9 97,9 101,3 100,6 101,3
в том числе:
работниками списочного состава (без внешних совместителей) 36,3 97,7 99,8 98,0 101,1 100,4 101,1
внешними совместителями 0,9 96,7 100,9 97,2 102,3 102,0 102,4
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера 0,8 93,8 107,1 94,4 109,5 108,2 108,8
Таблица 2
Динамика численности безработных
Общая численность
безработных Численность официально
зарегистрированных безработных
(на конец периода)
тыс.
человек в % к тыс.
человек в % к
соответ-
ствующему
периоду
предыдущего года преды-
дущему
периоду соответ-
ствующему
периоду
предыдущего года преды-
дущему
периоду
2008г.
I квартал 5308 98,5 125,0 1534 89,7 98,8
II квартал 4097 91,9 77,2 1332 89,3 86,8
III квартал 4472 104,9 109,2 1247 88,2 93,6
IV квартал 5289 124,6 118,3 1522 98,0 122,1
2009г.
I квартал 7107 133,9 134,4 2177 141,9 143,0

Таблица 3
Данные о забастовках1)
продолжительностью одна смена (день) и более
Число организаций,
в которых прошли забастовки,
единиц Число участников,
тыс.человек Не отработано
рабочего времени, тыс.человеко-дней
2008г.
Январь - - -
Февраль - - -
Март 3 1,6 3,6
I квартал2) 3 1,6 3,6
Апрель 2 1,7 25,3
Май - - -
Июнь 1 0,1 0,1
I полугодие2) 4 1,9 29,1
Июль - - -
Август - - -
Сентябрь - - -
Январь-сентябрь2) 4 1,9 29,1
Октябрь - - -
Ноябрь - - -
Декабрь - - -
Год2) 4 1,9 29,1
2009г.
Январь 1 0,01 0,11
Февраль - - -
Март - - -
I квартал2) 1 0,01 0,11
1) При организации статистического наблюдения под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения трудового спора. Началом или окончанием забастовки считается дата принятия решения о начале или окончании забастовки на собрании трудового коллектива.
2) Данные за период с начала года нарастающим итогом рассчитываются без учета переходящих забастовок.
Рис. 2. Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости на конец июля 2008 года (источник: www.gks.ru)

 
« Пред.
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
12 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR