Проблема хищений государственного и общественного имущества |
СОДЕРЖАНИЕ Введение..................................................................................... Глава 1. Криминалистическая характеристика хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными лицами............................................................................. Глава 2. Злоупотребление должностными полномочиями и их превышение...................................................................... 2.1. Злоупотребление полномочиями............................................ 2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов своими полномочиями................................................................... 2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб............................................................. Глава 3. Борьба с преступлениями совершенными должностными лицами.............................................................................. 3.1. Взаимодействие служб в процессе предварительного расследования хищений........................................................ 3.2. Профилактика хищений по материалам предварительного расследования................................................................... Заключение............................ ...................................................... Список используемой литературы...................................................... ВВЕДЕНИЕ В борьбе с преступностью важную роль играют своевремен¬ное раскрытие и расследование хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными лицами путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления слу¬жебным положением. Указанные хищения приняли в стране осо¬бую распространенность, ежегодно принося государству много¬миллионный ущерб. Закон о собственности, принятый 6 марта 1990 г., провозгласив различные формы собственности, особое внимание уделяет регламентации государственной и коммунальной собственности, устанавливая, что «распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют от имени народа... соответствующие уполномоченные государствен¬ные органы» . К коллективной собственности Закон относит соб¬ственность любых объединений, являющихся юридическими ли¬цами, включая и собственность общественных организаций. Крупные, хорошо замаскированные хищения, наряду с бесхозяйственностью, взяточничеством, составляют питательную среду для теневой экономики, на основе которой возникла организо¬ванная преступность, представляющая сегодня исключительную общественную опасность. В криминалистике разработке частной методики расследова¬ния хищений уделяется большое внимание, о чем свидетельству¬ет издание многочисленных монографий, пособий, научных ста¬тей, обзоров. Вопросы борьбы с хищениями также были пред¬метом обсуждения на международных симпозиумах криминали-стов. Происходящие в настоящее время изменения в законодатель¬ных актах требуют постоянного совершенствования научных ре¬комендаций, переосмысления отдельных положений методики рас¬следования хищении и, в частности, с учетом тех разработок криминалистической характеристики данного вида преступлении, ко¬торые осуществлялись в последние годы. С переходом к рыночным отношениям создаются различные формы предпринимательства: ассоциации, биржи, кооперативы, арендные, совместные и другие предприятия. В связи с этим воз¬никают условия для хищений, порождая новые, не обобщенные криминалистикой способы их подготовки и совершения. Потребуется определенный период времени для дальнейших научных исследований в области криминалистической методики расследо¬вания данного вида преступлений, опирающихся на глубокий ана¬лиз и обобщение практики следственных подразделений и вновь созданных отделов по раскрытию преступлений в сфере эконо¬мики. Однако и в новых условиях становления экономики Россий¬ской Федерации борьба с преступными посягательствами на го¬сударственное или общественное имущество была и остается од¬ной из главных задач правоохранительных органов. Актуальность работы обусловлена тем, что в борьбе с преступностью важную роль играют своевремен¬ное раскрытие и расследование хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными лицами путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления слу¬жебным положением. Указанные хищения приняли в стране осо¬бую распространенность, ежегодно принося государству много¬миллионный ущерб. Целью курсовой работы является: расследование хищений государственного или общественного имущества, оказание помощи в профессиональной ориентации в процессе возникающих следственных ситуаций и принятии соответствующих решений. Задачи работы: 1. Изучить элементы криминалистической характеристики хищений. 2. Дать характеристику хищениям. 3. Исследовать значение криминалистической характеристики хищений. 4. Определить факты злоупотребления должностными полномочиями. 5. Выявить меры борьбы с преступлениями совершенными должностными лицами. ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ Хищения государственного или общественного имущества, совершаемые должностными лицами, имеющими доступ к на¬ходящимся в их ведении товарно-материальным ценностям или денежным средствам, представляют среди других видов хищений наибольшую опасность. Преступная деятельность таких лиц, осуществляемая путем растрат, присвоений государственного или общественного имуще¬ства либо злоупотреблений служебным положением характери¬зуется следующими чертами: 1. Организованность групп расхитителей. Хотя хищения го¬сударственного или общественного имущества могут совершаться и отдельными лицами, и не всякая группа расхитителей является признаком организованной преступности, именно последняя по¬лучила наибольшую распространенность. Организованные хище¬ния рассматриваются как сложная система с различными связями между группами, осуществляющими преступную деятельность в виде промысла и стремящимися обеспечить свою безопасность с помощью подкупа, коррупции. Устойчивость таких групп различна. Обычно они включают значительное количество лиц, занимающих определенное поло¬жение в иерархической структуре группы в зависимости от долж¬ности, личных качеств, преступного опыта, наличия связей с ра¬ботниками других ведомств. 2. Деятельность расхитителей часто выходит за пределы од¬ного региона, а «география» преступления может включать объек¬ты, рассредоточенные на территории не только разных областей определенного региона, но и за его пределами. 3. Многообразие способов хищений, различающихся как по отраслям народного хозяйства, так и от стадий самой преступной деятельности (подготовка, непосредственное осуществление хищений, сокрытие следов, реализация похи- щенного и т. п.) . 4. Значительность материального ущерба, причиненного государству, а также иные негативные последствия (например, нарушения поставок сырья и других материалов). | 5. Выделение в случаях организованных хищений, своего рода «фонда» похищаемый товарно-материальных ценностей и особен¬но денежных средств для создания прикрытия («крыши») деятельности преступных групп путем подкупа коррумпированных лиц, прежде всего, сотрудников правоохранительной системы, а также перерожденцев из государственного аппарата. 6. Наличие закономерной связи хищений с другими преступ¬лениями (взяточничество, выпуск недоброкачественной продукции, приписки, бесхозяйственность, обман покупателей, нарушение пра¬вил о валютных операциях и др.). Хищения государственного или общественного имущества - это экономические преступления. Они могут быть классифици¬рованы по следующим основаниям: 1. По лицам, совершивших хищения: должностные лица и дру¬гая категория лиц. 2. По отраслям хозяйственной деятельности: хищения на помыленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на предприяти¬ях легкой промышленности. 3. По предмету хищения: товарно-материальные ценности или денежные средства. 4. По времени совершения преступлений: хищения длитель¬ные и ситуационные. 5. По степени организованности, разветвленности и составу группы расхитителей (организованные хищения с привлечением в группы расхитителей, действующих в других организациях) и без такового. 6. По способу совершения: простые хищения (совершенные путем непосредственного незаконного завладения имуществом или денежными средствами) и замаскированные. В системе элементов криминалистической характеристики хищений способам совершения этого вида преступлении уделяется особое внимание. В криминалистическом смысле под способом совершения хи¬щения целесообразно понимать «объективно и субъективно обу¬словленную систему поведения субъекта до, в момент и после совершения преступления, оставляющую различного рода следы вовне, позволяющие с помощью криминалистических приемов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобра¬зии преступного поведения правонарушителя, его отдельных лич¬ностных данных и соответственно определить наиболее оптималь¬ные методы решения задач раскрытия преступления» . Способы совершения хищений могут быть классифицированы по различным основаниям. Например: 1. Применительно к этапам преступной деятельности. 1.1. Способы, применяемые при подготовке хищений: - получение и анализ интересующей расхитителей инфор¬мации об экономических и иных факторах деятельности конкрет¬ного предприятия; - моделирование хищения, изменение учетно-отчетной си¬стемы, определение функций членов преступной группы и др.; - формирование резервов хищений. 1.2. Способы реализации преступного замысла расхитителей: - создание излишков; -| изъятие материальных ценностей или денежных средств; - реализация похищенного. 1.3. Способы маскировки преступной деятельности и ее резуль¬татов: - изменения основных экономических показателей в плано¬вых и финансовых документах; - изменения в документах, сопровождающих движение то¬варно-мате-риальных ценностей; - изменения в системе учета и отчетности и др. 1.4. Способы использования похищенного имущества: - для личного потребления; - для воспроизводства преступной деятельности; - для прикрытия совершенного хищения. 2. Применительно к системе учета материальных ценностей или денежных средств (или отсутствия таковой). 2.1. Способы хищения оприходованного имущества. 2.2. Способы хищения неоприходованного имущества. Оприходованные товарно-материальные или денежные средст¬ва могут быть похищены следующими способами: - путем их изъятия и присвоения без последующего сокры¬тия недостачи; - путем изъятия и присвоения этих средств со последующим сокрытием недостачи. При первом, наиболее простом, способе материально ответсвенные лица присваивают или растрачивают находящиеся в их распоряжении деньги или товары, не совершая действий направленных на сокрытие или маскировку недостачи, насчитывая на то, что она не будет обнаружена при проведении инвентаризации или на ее покрытие в будущем. Поэтому главным призна¬ком такого способа хищений является наличие недостачи товар¬но-материальных ценностей. Хищения, совершаемые этим спосо¬бом, носят, как правило, эпизодический характер. К этой же группе относятся хищения в пределах установленных норм есте¬ственной убыли, когда расхитители изымают «сэкономленное» в свою пользу. Способы хищений, относящиеся ко второй группе, отличают¬ся повышенной сложностью, так как часто предполагают пред¬варительный сговор с работниками бухгалтерии, которые помо¬гают скрыть недостачу, совершая подлоги в документах. Это наи¬более распространенный способ хищений. В сфере торговли к подобным способам прибегают, например, при переоценке това¬ров путем составления подложных актов в соучастии с экспер¬тами из бюро товарных экспертиз, при оформлении «порчи» про¬довольственных товаров, при составлении подложных закупочных актов на сданную в магазин продукцию или на продукты, при¬обретенные на рынках. В бухгалтерских документах хищения часто скрываются путем подчисток, дописок или допечаток в подлинные экземпляры. При осведомленности материально ответственных лиц о вре¬мени проведения плановой инвентаризации используются различ¬ные приемы сокрытия недостачи: - временный завоз с других предприятий однородных това¬ров; - использование гигроскопических свойств некоторых товаров (сахар, соль, мука) поглощать влагу и увеличивать тем самым вес; - заимствование в других местах денежных сумм; - несвоевременное оприходование поступивших товаров; - составление фиктивных актов на списание товарно-матери¬альных ценностей; - пересортица товаров, замена ценников; - подделка товарно-денежных документов и др. Изъятие денежных средств и их присвоение с последующим сокрытием недостачи осуществляется; - путем составления подложных счетов, трудовых и присвоения необоснованно начисленных по этим сумм; - завышением в нарядах объема и стоимости выполненных работ с последующим изъятием необоснованно начисленных де¬нег с помощью подставных лиц; - присвоением денежных средств, необоснованно начислен¬ных по подложным командировочным удостоверениям, расход¬ным кассовым ордерам, авансовым отчетам и т.д. Разновидностью рассматриваемого способа хищения с после¬дующим сокрытием недостачи является совершение бестоварных операций по отпуску и получению товарно-материальных ценно¬стей. Этот способ возможен при предварительном сговоре работ¬ников двух предприятий, когда один участник выписывает бес¬товарную накладную на отпуск товарно-материальных ценностей, а другой - на их оприходование. Образованная при этом недоста¬ча, фактически не поступивших товаров, скрывается за счет не¬учтенных излишков или подлога в учетных записях. Для способов хищений неоприходованного государственного или общественного имущества характерно предварительное соз¬дание резерва товарно-материальных ценностей с целью после¬дующего обращения их в свою пользу 'или в пользу других лиц. Особенностью указанных способов хищений является то, что они не значатся на балансе предприятий как недостача или излиш¬ки товарно-материальных ценностей. Полное неоприходование поступивших в торговые предприятия товаров возможно лишь при наличии предварительного сговора торговых работников с работниками предприятия-поставщика, где были созданы неучтенные излишки выработанной продукции. При приеме такой продукции расхитители занижают количественные и качественные показатели в приходных документах, составляют подложные приемные акты. Используется и прием списания ча¬сти поступивших от поставщика товаров на сверхнормативные потери, которых фактически не было . Вырученные от реализа¬ции товаров деньги присваиваются участниками преступной группы. На предприятиях, выпускающих товары народного потребле¬ния или имеющих производственно-техническое назначение, воз¬можно изготовление расхитителями неучтенной продукции из нелегально приобретенного сырья и полуфабрикатов. При этом используются не только торговые предприятия, но и коопера¬тивы. Анализ способов совершения хищений позволяет охарактери¬зовать типичные материальные следы этого вида преступлений и вероятные места их обнаружения. Такие следы могут быть обнаружены, прежде всего в различ¬ных документах, которыми оформляется движение товарно-материальных ценностей или денежных средств. К ним относятся: на¬ряд, накладная, счет, приходный кассовый ордер, кассовый отчет, официальная справка бухгалтерии о движении денежных средств их балансовому счету, документ оперативного учета; платежная ведомость, акт служебного расследования; инвентаризационная опись; сличительная ведомость по результатам инвентаризации; сличительная ведомость с отражением оборотов по приходу и расходу; акт документальной ревизии и др. Следы, отражающие отдельные действия расхитителей, могут быть установлены на материальных объектах, на орудиях труда, средствах производства и др. Отдельные конкретные операции расхитителей могут найти отражение и в сознании свидетелей-очвидцев. Похищенное иму¬щество, равно как и денежные средства, используются преступ¬никами для личного обогащения, получения различных благ, а потому указанные факты могут найти отражение в сознании са¬мых разных категорий свидетелей (соседи, сослуживцы и др.). В системе элементов криминалистической характеристики хи¬щений определенное значение имеет один из ее элементов - изу¬чение личности расхитителей. Помимо индивидуальных данных, присущих каждому участни¬ку хищения, сведения, характеризующие личность расхитителей, со¬держат и то общее, что проявляется прежде всего в мотивах пре¬ступной деятельности. Основными мотивами, как правило, являют¬ся: стремление любым путем удовлетворить потребность обогаще¬ния, жажда наживы, часто переходящая в алчность. Стремление извлечь выгоду является фундаментом всех взаимоотношений меж-ду должностными лицами и другими соучастниками преступной группы. В организованной преступности личностные качества расхити¬телей, как указывалось выше, соотносятся с тем положением, ко¬торое занимает конкретное лицо: является ли оно организатором хищений, непосредственным исполнителем преступных действий, пособником и т. п. Особую категорию образуют в этом случае так называемые «лидеры». Обычно они оставляют за собой возмож¬ность выполнения тех операций, как, например, установление кон-тактов с необходимыми лицами - работниками планирующих, снабженческих, контролирующих или правоохранительных орга¬нов. Среди преступников, участвующих в деятельности орва-зован-ных групп расхитителей, имеются и лица, которых организаторы хищения используют для сбыта и транспортировки похищенного; шоферы, грузчики, продавцы магазинов и т. д. ГЛАВА 2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И ИХ ПРЕВЫШЕНИЕ2.1. Злоупотребление полномочиямиВопрос о влиянии экономических отношений на преступность и наоборот - один из наиболее актуальных в социальной практике современной России. Характер рыночных отношений обусловлива¬ет определенные требования: обеспечение правового положения участников, свободу принятия решений, ответственность за их ре¬зультаты. Такое регулирование происходит в основном экономиче¬скими методами, однако, иногда появляется необходимость уголовно-правового воздействия. Пример тому - установление уголовной ответственности за преступления против интересов службы в ком¬мерческих и иных организациях, в частности, за злоупотребление полномочиями. Непосредственным объектом преступления является нормаль¬ная управленческая деятельность коммерческой или иной организации. Дополнительным объектом выступают права и законный интересы граждан, организаций, охраняемые законом интереса общества и государства. С объективной стороны злоупотребление полномочиями при¬знается преступлением при совокупности ряда обязательных при¬знаков: использование лицом, выполняющим управленческие функции своего служебного положения вопреки законным интересам орга¬низации, которую оно представляет; причинение указанным деянием существенного вреда права» и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; наличие причинной связи между совершенным деянием и пре-дусмотренными законов последствиями. Термин "вопреки интересам организации" означает соверше¬ние действий (бездействия) вопреки определенным в законе или учредительных документах задачам деятельности организации. Существенный вред - категория оценочная. Будучи по сво¬ему характеру как имущественным в виде прямого реального ущерба или упущенной выгоды, так и любым иным (моральным, физиче¬ским, организационным), он может быть причинен как правам гра¬ждан и организаций, так и интересам общества или государства. Существенность вреда зависит от его характера, размера, особен-ностей и числа потерпевших, а потому в каждом случае оценивается органами предварительного следствия и суда сугубо индивиду¬ально. Особенностью состава преступления, является определенный в примечании к статье порядок при¬влечения к уголовной ответственности в зависимости от того, кому причинен ущерб. Если деяние причинило вред интересам исключи¬тельно коммерческой организации, оно преследуется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если интересам других орга-низаций, а также интересам граждан, общества или государства - на общих основаниях. Состав преступления по конструкции - материальный. Пре-ступление считается оконченным с момента наступления в резуль¬тате злоупотребления полномочиями существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым пра¬вам и интересам общества и государства. Субъективная сторона преступления - прямой умысел и наличие специальных целей. Виновный сознает, что использует свои функции вопреки интересам организации, и желает этого в целях либо извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам. Субъект преступления - специальный. Согласно примечанию к ст. 201 УК, им может быть лишь лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняю¬щее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного само¬управления или муниципальным учреждением. К организационно-распорядительным относятся при этом функции по управлению трудовым коллективом (найм, увольне¬ние, распределение обязанностей, организация труда и т. д.), к ад¬министративно-хозяйственным - по управлению имуществом. Часть 2 ст. 201 УК предусматривает квалифицированный состав преступления, квалифицирующим признаком которого явля¬ется причинение тяжких последствий. Установление тяжких последствий - прерогатива следствен¬но-судебных органов. Это может быть и причинение крупного иму¬щественного ущерба, и экономическое банкротство потерпевших, и такое воспрепятствование нормальной деятельности государствен¬ных органов или общественных организаций, которое создает угро¬зу их финансовой стабильности. 2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов своими полномочиямиПридание правового статуса частному нотариату и аудитор¬ской деятельности обусловило рождение качественно новых форм преступного поведения. Среди них - злоупотребление своими пол¬номочиями со стороны частных нотариусов и аудиторов. Общественная опасность рассматриваемого преступления за¬ключается в том, что нотариус или аудитор, используя предостав¬ленные им законом широкие полномочия, при наличии преступных устремлений способны дезорганизовать нормальную управленче¬скую и другую деятельность коммерческих и иных организаций, причинить существенный вред охраняемым правам и законным интересам различных лиц. Непосредственный объект преступлений - установленный государством порядок совершения нотариальных и аудиторских действий. Деятельность частного нотариата регламентируется законода¬тельством России о нотариате, который призван совершать от име¬ни Российской Федерации все необходимые нотариальные дейст¬вия. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансо¬вой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых дек¬лараций и других обязательств и требований экономических субъ-ектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. С объективной стороны преступление характеризуется сово¬купностью трех обязательных признаков: 1) использованием ви¬новным своих полномочий вопреки задачам своей деятельности; 2) наступлением общественно опасного последствия - существенного вреда указанным в законе интересам и 3) причинной связью между использованием полномочий и наступлением означенных в законе последствий. Использование полномочий частным нотариусом или аудито¬ром - это совершение виновным действий (бездействия), входя¬щих в круг профессиональных прав и обязанностей вопреки зада¬чам своей деятельности. В соответствии с законодательством о нотариате, круг полно¬мочий нотариусов достаточно широк и многообразен: удостоверение сделок; выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение (и снятие) запрещения отчуждения имущества; свидетельство верности копий документов и выписок из них, перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; нахо¬ждения гражданина в определенном месте, тождественности граж¬данина с лицом, изображенным на фотографии, времени предъяв¬ления документов; передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей, протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков; принятие на хранение документов; совершение морских протестов; обеспечение доказательств. При отсутствии в нотариальном округе государственной нота¬риальной конторы в круг полномочий частного нотариуса входит также выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, выдача свидетельств о праве собственности в случае смерти одного из супругов. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Законо¬дательными актами России могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, наделяется достаточно широким объемом прав, что естественно влечет и выполнение им строго определенных обязанностей по их осуществлению. Прежде всего действия нотариуса должны обеспе¬чивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в связи с чем одной из наиболее важных его обязанностей является сохранение тайны совершаемых действий. Нотариус не вправе выдавать сведения, оглашать документы, которые стали известны ему в связи с совершением нотариальных действий (в том числе и после сложения с себя полномочий или увольнения), иначе как по требованиям общего или арбитражного суда, проку¬ратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производ¬стве уголовными и гражданскими делами. Кроме того, нотариус не вправе: заниматься предприниматель¬ской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской; оказывать посреднические услуги при заклю¬чении договоров; совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). При нарушении этих правил его деятельность может быть, по представлению нотариальной палаты, прекращена судом, а в слу¬чае причинения существенного вреда правам и законным интере¬сам граждан или организаций либо охраняемым законом интере¬сам общества или государства налицо объективная сторо- на престу¬пления . Объективная сторона преступления может состоять также из действий (бездействия), формально находящихся в сфере профес¬сиональной компетенции частного нотариуса, но по сути своей яв¬ляющихся незаконными (удостоверение незаконных сделок, удо¬стоверение фактов, которые в наличии отсутствовали, составление фиктивных завещаний, умышленное непринятие мер к охране на-следственного имущества, выдача незаконных свидетельств о пра¬ве на наследство и т. п.). Указанная "нотариальная" деятельность не только причиняет существенный вред указанным выше правам и интересам, но и создает широкие возможности для "отмывания" любых теневых капиталов, для придания легальных форм незакон¬ному приобретению имущества и т.п. Состав преступления, - материальный а потому в качестве обязательного признака объективная сторона включает наступле¬ние общественно опасного последствия в виде существенного вре¬да указанным в законе интересам. Понятие "существенный вред" - категория оценочная. По своему характеру вред может быть имущественным (в виде пря¬мого реального ущерба или упущенной выгоды) и неимуществен¬ным (моральным, организационным, физическим и др.). Между при¬чинением существенного вреда и противоправным деянием винов¬ного должна быть обязательно установлена причинная связь. Объективная сторона злоупотребления полномочиями част¬ного аудитора заключается в действиях, нарушающих установлен¬ные для аудиторской деятельности запреты, либо в бездействии, т.е. невыполнении обязательных для частного аудитора требова¬ний. Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в России, это: неквалифицированное проведение аудиторской про-верки (перепроверки); предоставление недостоверных сведений; дея¬тельность, не предусмотренная лицензией; предоставление полу¬ченных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исклю¬чением случаев, предусмотренных законодательством России; со¬крытие обстоятельств, исключающих возможность проведения ау¬диторской проверки экономического субъекта; проведение провер¬ки аудиторами, которые являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями или иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состо¬ят с указанными лицами в близком родстве или свойстве; аудито¬рами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также состав¬лению финансовой отчетности. Аудитор, допустивший перечисленные нарушения, лишается лицензии, а в случае причинения существенного вреда правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежит уголовной ответст¬венности. Между противоправным деянием частного аудитора и причинением существенного вреда должна существовать причин¬ная связь. Субъективная сторона преступления характеризуется пря¬мым умыслом и специальной целью - извлечение выгод и пре¬имуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Виновный сознает, что использует свои полномочия вопреки задачам своей деятельности, и желает совершить их именно таким образом. Отношение субъекта к причинению существенного вреда также охватывается его сознанием и волей, но не оказывает ре¬шающего влияния на определение формы и вида вины, поскольку в этом последствии реализуется ущерб не основному, а дополнитель¬ному объекту. Под извлечением выгод для себя или других лиц следует по¬нимать желание получить имущественную выгоду либо избежать материальных затрат, скрыть обстоятельства, исключающие воз¬можность занятия частной нотариальной или аудиторской деятель¬ностью; скрыть убытки, возникшие в результате неквалифициро¬ванной аудиторской проверки, либо материальный или моральный ущерб, причиненный в результате некомпетентного осуществления нотариальных действий; стремление извлечь выгоду неимущест-венного характера, обусловленную такими побуждениями, как карь¬еризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить дей¬ствительное положение дел, получить взаимную услугу, заручить¬ся поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. Под "другими лицами", о которых идет речь в законе, следует понимать не только родственников, близких, знакомых и деловых партнеров, но и любых других лиц, в извлечении выгод и преиму¬ществ для которых заинтересован нотариус или аудитор. Нанесение вреда заключается в причинении имущественного и неимущественного вреда лицам по мотивам мести, ненависти, ревности и другим побуждениям. Субъект преступления - специальный. Частным нотариусом является гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку у госу¬дарственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и назначенный на должность нотариуса. Частный аудитор - лицо, имеющее экономическое или юри¬дическое (высшее либо среднее специальное) образование, стаж работы не менее трех лет (из последних пяти) в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бух¬галтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, науч¬ного работника или преподавателя по экономическому профилю; имеющее лицензию на занятие аудиторской деятельностью и вклю-ченное в государственный реестр аудиторов, которое занимается аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо в составе аудиторской фирмы на основании трудового соглашения (контракта). Уголовный кодекс предусматривает два квалифицирующих признака: совершение преступления в отношении заведомо несовершен¬нолетнего или недееспособного; совершение преступления неоднократно . Несовершеннолетним является лицо от 14 до 18 лет; недее¬способным - лицо, не способное в силу возраста или психического состояния приобретать своими действиями гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. В силу специфики осуществления преступной деятельности совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолет¬него или недееспособного касается только злоупотребления полно¬мочиями частного нотариуса. Повышенная общественная опасность в таком случае объясняется необходимостью особой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных. Неоднократность как квалифицирующий признак предпола¬гает совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 202 УК, два или более раза, если ни за одно из преступлений лицо не осво¬бождалось от уголовной ответственности, либо судимость лица в случае осуждения за первое деяние не была погашена или не снята в установленном законом порядке. Для привлечения лица к уголовной ответственности за неод¬нократное совершение преступления не имеет значение тождест¬венность ранее и вновь совершенных деяний. Тождественность пред¬полагается юридическая, формы же злоупотребления могут и не совпадать. Особенностью состава является то положение, что, согласно примечанию к ст. 201 УК, если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся госу-дарственным или муниципальным предприятием, уголовное пре-следование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если деяние причинило вред интересам других орга¬низаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб Включение в Уголовный кодекс России состава преступления, предусматривающего ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб было про¬диктовано, в основном, двумя взаимосвязанными причинами: необ¬ходимостью обеспечить эффективную защиту от преступных пося¬гательств в сфере предпринимательской и иной экономической дея¬тельности и установлением правового контроля за законностью дей¬ствий частных правоохранительных органов (служб). Непосредственным объектом преступления является установ¬ленный государством порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности, под которой, согласно одноименному за¬кону, следует понимать оказание на возмездной договорной основе услуг предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицен¬зию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов (юридических и физических лиц). Дополнительным объектом могут выступать честь, достоин¬ство, телесная неприкосновенность, здоровье граждан. Объективную сторону преступления образует совокупность трех обязательных признаков: превышение полномочий, предоставленных лицензией; противоречие действий задачам частной детективной или ох¬ранной деятельности; применение насилия или угрозы его применения. Согласно закону, частным детективам разрешается: сбор све¬дений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых перего¬воров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использо¬вания в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглаше¬ния сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение био¬графических и других характеризующих личность данных об от¬дельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших гра¬ждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреж¬дениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (существенное требование - в течение суток с момента заключения контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведо¬мить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокуро¬ра или суд, в чьем производстве находится уголовное дело). В функции лиц, занимающихся охранной деятельностью, вхо¬дят: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собст¬венников, в том числе при его транспортировке; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Под превышением полномочий, предоставленных лицензией на занятие частной детективной или охранной деятельностью, сле¬дует понимать совершение действий, явно выходящих за пределы правомочий, очерченных законом о частной детективной и охран¬ной деятельности (осуществление действий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан, использование технических и иных средств, способных причинить такой вред, и т. п.). К специальным средствам относятся резиновые палки, наруч¬ники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные Пе¬речнем видов специальных средств, используемых в частной де¬тективной и охранной деятельности. Применение их разрешено в тех случаях, когда ненасильственные способы предупредительного воздействия не дали желаемых результатов, и только тогда, когда это необходимо для отражения нападения, непосредственно угро¬жающего жизни и здоровью частного охранника или детектива либо при защите жизни и здоровья охраняемых граждан, а также для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Но и при подобных ситуациях необходимо проявлять сдержанность, сводя к минимуму возможность причинения вреда здоровью напа¬дающих либо иных лиц. В частности, запрещено: бить резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым ор¬ганам; прицельно стрелять слезоточивыми веществами по правона¬рушителям, а также применять их повторно в пределах зоны пора¬жения. Категорически запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совер¬шения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собст-венности. Подобные же условия и пределы установлены законом для огнестрельного оружие с тем небольшим отличием, что охранники имеют право его применять: 1) для отражения нападения, когда их собственная жизнь под¬вергается непосредственной опасности; 2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; 3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении при¬менить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие и при значи¬тельном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица. Применение частным детективом или охранником специаль¬ных средств или огнестрельного оружия с превышением своих пол¬номочий, крайней необходимости или необходимой обороны влекут лишение лицензии, а при наличии признаков - уголовную ответственность. Другим обязательным признаком объективной стороны пре¬ступления, предусмотренного ст. 203 УК, является совершение дей¬ствий, составляющих превышение полномочий служащими част¬ных охранных или детективных служб вопреки задачам их дея¬тельности (защита законных прав и интересов граждан). Признаком объективной стороны преступления является так¬же совершение действий виновным с применением насилия или с угрозой его применения. Под насилием следует понимать в данном случае причинение легкого либо средней тяжести вреда здоровью. Угроза применения насилия означает угрозу убийством или причинением тяжкого вре¬да здоровью. По конструкции анализируемый состав преступления являет¬ся формальным, а потому оконченным в момент совершения дей¬ствий, выходящих за рамки полномочий, предоставленных лицен¬зией, совершенных вопреки задачам детективной либо охранной деятельности и соединенных с применением или угрозой примене¬ния насилия. Субъективная сторона преступления выражена прямым умыс¬лом. Цели и мотивы преступления на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания. Субъект преступления - специальный. Им может быть руко¬водитель или служащий частной охранной или детективной службы. Частным детективом признается гражданин России, получив¬ший в установленном законом порядке лицензию на частную сыск¬ную деятельность; частным охранником - на частную охранную деятельность. Часть 2 ст. 203 УК предусматривает квалифицированный со¬став превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб. Квалифицирующим признаком является на¬ступление тяжких последствий, выражающихся в причинении тяж¬кого вреда здоровью, длительном заболевании и тому подобных последствий. Особенностью здесь является то, что причинение тяж¬кого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельст¬вах требует дополнительной квалификации по ч. 2 или 3 ст. 111 УК. Необходима она и в случае причинения смерти потерпевшему. Если деяние, предусмотренное ст. 203 УК, причинило вред ин¬тересам исключительно коммерческой организации, уголовное пре¬следование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если же интересам других организаций, а также инте¬ресам граждан, общества или государства, то уголовное преследо¬вание осуществляется на общих основаниях. ГЛАВА 3. БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ СОВЕРШЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ3.1. Взаимодействие служб в процессе предварительного расследования хищений Эффективность работы по предупреждению, выявлению и рас¬следованию хищений во многом зависит как от системы действия служб органов внутренних дел, причастных к решению этих проб¬лем, так и от взаимодействия с теми организациями и лицами, ко¬торые привлекаются для решения указанных проблем. Особую актуальность вопросы взаимодействия приобретают при расследовании объемных, многоэпизодных дел о хищениях, требующих создания следственно-оперативных групп, когда в рас¬следовании принимают участие несколько следователей и работни¬ков дознания. Большой объем следственного производства объек¬тивно не позволяет руководителю группы усвоить и проанализиро¬вать всю поступающую информацию. По таким делам возникает потребность о передаче ряда полномочий тем следователям, ко¬торые отвечают за расследование определенных участков. Взаимо¬действие следователей и органов дознания осуществляется как «по вертикали» - руководитель группы - члены бригад, так и «по го¬ризонтали» - следователь, расследующий конкретный эпизод, и работающий с ним оперуполномоченный ОБЭП. Взаимодействие с оперативными работниками ОБЭП строится в соответствии с нормативными актами и начинается, как правило, до возбуждения уголовного дела в процессе консультаций по материалам ревизий или поступивших заявлений и сообщений с целью решения вопро¬са о наличии повода и основания для возбуждения уголовного де¬ла, выработки тактических приемов проверки сведений и т. д. В следственной практике следователи получают оперативную инфор¬мацию непосредственно из первоисточников, что способствует объективности восприятия и исключает возможность искажения. Практика подтверждает, что собирание доказательств, эффек¬тивность отдельных следственных действий, реализация заплани¬рованных тактических приемов обычно зависят от того, как скла¬дываются отношения между членами следственно-оперативной группы. Органы дознания на этапе предварительной проверки выпол¬няют все, что можно сделать до возбуждения уголовного дела. На данном этапе взаимодействие начинается с совместного изучения способов совершения и сокрытия хищения, структуры преступных групп, обсуждаются вопросы процессуального документирования противоправной деятельности и обеспечения возмещения матери¬ального ущерба. Следователь в необходимых случаях консультирует оперупол¬номоченных ОБЭП в подготовке материалов проверки, правиль¬ном оформлении актов контрольных закупок, обмеров и т.п. В дальнейшем для реализации материалов предварительной провер¬ки составляется совместный план. Взаимодействие продолжается практически до окончания следствия посредством обмена инфор-мацией, совместного проведения следственных действий и оргмероприятий, а также выполнения отдельных поручений и ими не сто¬ит пренебрегать. Например, один из случаев «практики показал, как окончилась попытка следователя провести обыск и арестовать одного из со¬участников хищения. Следователь не стал согласовывать свои дей¬ствия с сотрудниками органов дознания, а лишь известил их на¬кануне предстоящего обыска. В результате расхититель скрылся через дверь, которая соединяла обыскиваемую квартиру с сосед¬ней, и до самого окончания расследования не был задержан. Если бы указанное взаимодействие было своевременным и добросове¬стным, то особенности планировки квартиры стали бы известны еще на подготовительном этапе обыска. Как уже отмечалось, расследование хищений предполагает так¬же широкое взаимодействие со специалистами в самых разнооб¬разных формах: при назначении и производстве судебных экспер¬тиз; проведении ревизий; для консультаций и участия в подготов¬ке и проведении следственных и иных действий (обыск, осмотр, эксперимент, получении образцов для сравнительного исследования и т.д.) при предварительном исследовании вещест¬венных доказательств; выявлении и устранении причин и условий, способствующих хищениям и т.д. Специалисты при расследовании хищений оказывают помощь при проверке первичных материалов, данных инвентаризаций и ревизий; выявлении фиктивных и поддельных документов; выдви¬жении версий о способах совершения хищения и его сокрытия; оп¬ределении вопросов, подлежащих выяснению. Необходимо взаимодействие со специалистами и в период под¬готовки к производству отдельных следственные действий: - современная кино-, фото-, звуко- и видеозаписывающая ап¬паратура, оптическая и компьютерная техника, эффективные сред¬ства связи широко используются при обыске, следственном экспе¬рименте, допросе, проверке показаний на месте и других следст¬венных действиях и могут быть выбраны и подготовлены с участи¬ем специалистов, которые выскажут свои соображения о том, ка¬кую аппаратуру лучше использовать; - специалисты окажут помощь в определении круга лиц, ко¬торых необходимо пригласить для участия в производстве конкрет¬ных следственных действий, например, следственного эксперимента. Организация четкого взаимодействия между экспертами-кри¬миналистами и следователями является гарантией своевременного и качественного проведения неотложных следственных действий по собиранию вещественных доказательств, их поиску, выявлению, за¬креплению, изъятию и исследованию. Это поможет более качест¬венно использовать материальные следы в раскрытии преступле¬ний, исключит факты необоснованных задержаний и арестов. Взаимодействие со специалистами, привлеченными к проведе¬нию ревизий и бухгалтерских экспертиз, целесообразно начинать до проведения этих действий, с тем, чтобы установить компетент¬ность ревизора, эксперта, а также их незаинтересованность в ис¬ходе дела. Эти сведения можно получить и с помощью органов дознания, или привлекая общественность. Совместно с работни¬ками дознания обсуждаются вопросы, которые необходимо поста¬вить перед ревизорами, здесь могут быть использованы консульта¬ции с экономистами, товароведами, технологами. Особый характер имеет участие общественности в расследова¬нии хищений. Главным условием ее привлечения является целесо¬образность и эффективность. Формами ее привлечения могут быть следующие: - получение сообщений о готовящихся и совершенных хище¬ниях; - участие в подготовке и проведении следственных действий; - помощь следственным органам в установлении потерпевших, свидетелей, местонахождения похищенного или укрытого от описи имущества; собирания сведений о личности подозреваемого, обвиняемого, их образе жизни, связях; - участие в контрольных закупках; - участие в обследовании местности, помещений, а также про¬изводстве розыскных мероприятий. Взаимодействие при расследовании хищений не всегда замыка¬ется в рамках следователь - оперативный работник. Зачастую, осо¬бенно при расследовании хищений, связанных с деятельностью ор¬ганизованных групп, подключаются работники уголовного розыска, при этом проводятся оперативно-розыскные мероприятия: - обследование предприятия (организации), где совершено хищение с целью его изучения, выяснения данных об объекте, его расположении, работающих лицах, режиме и характере их рабо¬ты, путях подхода или подъезда, наличии транспорта (в том числе личного), охраны, сопровождения и т.д.; - рекогносцировка по изучению объектов обыска, установле¬ния возможных границ его проведения, условий, в которых его предстоит проводить; проведение заградительных мер при попыт¬ке скрыться; - сбор сведений из непроцессуальных источников (отдельные обстоятельства хищения, способы сбыта похищенного, источники получения неучтенного сырья и др.); - организация наблюдения за конкретными лицами, прича¬стными к хищению. На практике это взаимодействие реализуется посредством де¬лового сотрудничества и должно начинаться с ознакомления с имеющимися материалами перед возбуждением уголовного де¬ла и продолжаться до окончания расследования. Причем, после возбуждения уголовного дела оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться по поручению следователя или с его ве¬дома, но конкретные действия, способы их осуществления, ис¬полнители определяются оперативным работником. Организация взаимодействия с работниками ОБЭП и отделов уголовного розыска (ОУР) с целью исследования материальной обстановки при расследовании хищения имеет важное значение для обнаружения и изъятия вещественных доказательств, выясне¬ния способа совершения и сокрытия хищения, отыскания укры¬тых материальных ценностей и документов, и решения других вопросов, поставленных перед органами предварительного след¬ствия. Под материальной обстановкой здесь имеется в виду помеще¬ние или участки местности вместе с находящимися на них пред¬метами, оборудованием, обеспечивающим деятельность той орга¬низации (учреждения, предприятия), где произошло хищение, не¬зависимо от места их дислокации (в одном или различных региональных). Исследование материальной обстановки проводится как путем оперативно-розыскных мероприятий, так и в ходе проведения следственных действий (осмотр местности, помещений, обыск (кро¬ме личного), проверка показаний на месте, следственный экспери¬мент, допросы и др.) с участием работников оперативных служб.3.2. Профилактика хищений по материалам предварительного расследования В настоящее время общепризнанно, что рост организованной преступности в стране имеет социальные корни. Увеличению хи¬щений государственного или общественного имущества, его ор¬ганизованных форм способствуют кризисные явления в экономи¬ке, острый дефицит товаров, ослабление дисциплины и ответст¬венности. Преступники объединяются в организованные группы, повышается уровень их вооруженности и технической оснащенно¬сти, происходит сращивание преступных групп с коррумпирован-ными должностными лицами. Причинами совершаемых хищений, наряду с разбалансированностью потребительского рынка (позволяющего в кратчайшие сро¬ки сбывать похищенное), несовершенством хозяйственного меха¬низма (позволяющего длительное время скрывать хищения и по¬родившего теневую экономику) является и недостаточная эффек¬тивность работы правоохранительных органов в борьбе с хище¬ниями. Материально-техническое обеспечение службы ОБЭП и следствия сегодня не отвечает современным требованиям, а имею¬щиеся научно-технические достижения используются не в полной мере. Работа по выявлению причин и условий, способствующих хи¬щениям, начинается с момента первого ознакомления с материа¬лами и продолжается до направления дела в суд. А мероприятия по устранению выявленных недостатков, которые способствовали хищениям - после направления дела в суд. Профилактическую работу следует планировать и осуществ¬лять при производстве следственных и других действий. Так, при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы должны учиты¬ваться ее возможности. Эксперт-бухгалтер в пределах своей ком¬петенции может помочь выявлению обстоятельств, способствовав¬ших совершению хищений, и указать меры по их устранению. Анализ практики расследования уголовных дел о хищениях дает возможность назвать ряд причин и условий, способствовавших хищениям, характерных для данной категории уголовных дел: - нарушение периодичности инвентаризации, ревизий и низ¬кое их качество; - подчиненность ревизорских работников тому ведомству, деятельность которого они контролируют; - ненадлежащая организация учета и хранения материальных ценностей; - недостатки в определении норм расхода сырья и материа¬лов, а также выпуска готовой продукции; - нарушение нормативных актов и правил бухгалтерского учета; - несоблюдение правил транспортировки материальных цен¬ностей; - нарушение принципов подбора и расстановки кадров; - неполнота расследования уголовных дел о хищениях, ког¬да не вскрываются глубинные процессы хищений, не выявляются все преступные связи. Расследование дел в сфере экономики характерно тем, что у каждой отрасли производства имеются свои секреты, благодаря которым преступники применяют разнообразные приемы и методы совершения и сокрытия хищений. Так, при расследовании дела о хищении золота выяснили, что условиям совершения хищения способствовали: - неупорядоченность или полная безупречность драгоценных металлов, находящихся в различных видах отходов; - умышленное занижение экономии драгоценного сырья (со¬крытие излишков). Например, при расследовании уголовного дела о хищениях на приемной базе было установлено, что ее работники грубо нару¬шали порядок приема скота и положение о ведении кассовых опе¬раций: частично бирковали крупный рогатый скот и совсем не бирковали свиней, чем обезличивали скот и избегали контроля за правильностью определения его веса и упитанности; запуты¬вали учет, не проставляли номера учетных бирок в квитанциях и гуртовых ведомостях, чем прямо способствовали замене скота, переводе его в низкую категорию по упитанности и весу; не вел¬ся также и учет бланков строгой отчетности, которые затем ис¬пользовали для выписки бестоварных накладных и т.п. Хищению материальных ценностей в строительных организа¬циях способствует обычно слабый контроль строительных банков за фактическим исполнением объема работ, а также бесконтроль¬ность со стороны заказчиков за соответствием фактически полу¬чаемого строительного материала с данными, указанными в то¬варно-транспортных накладных. Так, при расследовании хищений, допущенных в строительном управлении «Гидромост», было установлено, что неучтенные из¬лишки стройматериалов создавались очень простым способом: не¬полной отгрузкой щебня, гравия, асфальта заказчикам и после¬дующего списания со складов до полной грузоподъемности ав¬томобилей. В какой бы отрасли экономики не совершалось хищение од¬ной из гарантий выявления причин и условий, способствующих этому, является использование органами расследования специаль¬ных познаний в ходе проведения документальных ревизий, бух¬галтерских экспертиз, о чем уже говорилось выше. Наиболее полные сведения о причинах и условиях, способст¬вовавших совершенным хищениям, имеют ревизоры. Для полу¬чения от них достоверной и полной информации, целесообразно допрашивать их с участием специалиста-бухгалтера, предварительно сформулировав с ним вопросы профилактического характера. Специалист-бухгалтер на основе анализа материалов рассле¬дования может помочь следователю выявить и дать объективную оценку причинам и условиям, способствовавшим совершению хи¬щений, определить перечень нормативных актов, нарушение ко¬торых имело место, выявить какие должностные лица допустили превышение полномочий или бездействие, указать на недостатки в контрольно-ревизионной деятельности. Опираясь на познания специалиста, следователь разрабатыва¬ет рекомендации по мероприятиям, направленным на предотвра¬щение подобных хищений в будущем. Результаты работы по выявлению причин и условий, способ¬ствовавших совершению хищений, могут быть реализованы в виде представлений руководителям предприятий (учреждений, организа¬ций) с изложением конкретных предложений по устранению недо¬статков. Большая часть дел может быть доложена в трудовых кол¬лективах, выступлениях по радио, телевидению и в печати. Вы¬ступления тщательно готовятся, аргументируются логичными, последовательными, доступными для понимания той аудитории фак¬тами, для которой предназначены, а предложения об устранении недостатков формируются реальными и целесообразными . Эффективна подготовка обобщенных представлений и инфор¬мации, в которых глубоко вскрыты обстоятельства, порождающие хищения, содержатся рекомендации по их устранению. Важно на¬править представления именно тому, кто может и обязан в пол¬ной мере реализовать предложения и рекомендации, указанные в нем. Анализ информации, полученной при расследовании конкрет¬ных уголовных дел, дает возможность сделать вывод о типичных характеристиках преступной деятельности в соответствующих от¬раслях хозяйства с тем, чтобы уметь выявить механизмы образо¬вания следов хищения в учетной, нормативной, плановой и дру¬гой информации и использовать это при расследовании других уголовных дел, а также в профилактических целях. Успешному решению проблем профилактики и расследования хищений на современном этапе способствуют применение авто¬матизированных поисковых систем, автоматизированных систем управления, содержащих детализированное представление (в про¬странстве и времени), логических процессов в определенной сфе¬ре деятельности. На практике даже их разовое применение для обследования интересующего объекта дает возможность выявле¬нию хищений и бесхозяйственности. Использование компьютерной техники вызвано потребностью практики, так как дает возмож¬ность собирать, обрабатывать и анализировать большие массивы экономической, технической, производственно-хозяйственной и финансовой информации с минимальными затратами времени. Технические средства дают возможность устранить несоответст¬вие в потребности информации и обладают возможностью ее бы-строго получения и обработки . Углубленная демократизация общественной жизни позволяет практиковать участие следственных и оперативных работников на встречах с представителями средств массовой информации, обра¬щаясь в процессе выступлений к материалам конкретных уголов¬ных дел, разъясняя действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, что дает возможность осуществлять пра¬вовую пропаганду по вопросам борьбы с хищениями, вызывая ак¬тивную социальную реакцию против данного вида преступления. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе анализа основных факторов исключения злоупотребления должностными полномочиями установлено, что предупредительная работа играет одну из ключевых ролей в обеспе¬чении жизненно важных интересов страны. Это, в первую очередь, обусловлено потребностью создания развитой и защищенной правовой среды общест¬ва, так как именно посредством должностных преступлений сегодня реально осуществля¬ются угрозы правовой безопасности в различных сферах деятельности госу¬дарства, в том числе, при осуществлении экономических преобразований в стра¬не. Злоупотребления должностными полномочиями являясь своеобразным системообразующим фактором во всех сферах правовой защиты, активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других составляющих правовой деятельности государства. В то же время они представляет собой самостоятельную сферу правовых нарушений, в которой необходимо обеспечить защиту кадровых ресурсов, систем их формирования и использования. Работа над данной темой приводит к мысли, что принципиальной особенностью нынешней ситуации являет¬ся объективная необходимость перехода в сфере предупреждения злоупотребления должностными полномочиями от концепции «защиты» к концепции «противоборства». При этом к основным задачам исследуемой проблематики должны, на наш взгляд, быть отнесены: выявле¬ние, оценка и прогнозирование злоупотреблений должностными полномочиями; разработка национальной политики обеспечения предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями, мероприятий и механизмов ее реализации; развитие форм, методов и средств предотвращения, парирования, нейтрализации и ликвидации их последствий. Изучение литературы показало, что до настоящего времени многим аспек-там предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями должного внимания не уделяется. Вместе с тем люди живут и действуют в конкретной местности, работают в кон¬кретной сфере. Обеспечение их жизнедеятельности требует усилий не только на уровне федерального центра, но и на региональном и местном уровнях. Полученные результаты исследований позволяют предложить некоторые меры по предупреждению злоупотреблений должностными полномочиями. Так, особое внимание в деятельности федеральных ор¬ганов власти сегодня должно быть уделено разработке нормативной базы и при¬нятию соответствующих правовых законов. Кроме того, требуется формирование новой концепции защиты государ¬ственных и военных должностных лиц, в основу которой должны быть положены новые подходы к защите персонала от должностных правонарушений. 1. Таким образом, реализация упомянутых выше мер в деятельности федеральных и региональных органов власти позволит РФ в новом тысячелетии организовать действительно эффективное управление всеми сторо¬нами жизни общества, решить целый ряд первоочередных задач предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями. Список используемой литературы Конституция РФ. - М., 1993. 2. Уголовный Кодекс РФ. - М., 2001. 3. Гаухман Л.Д. Уголовное право. - М., 1999. 4. Деревягин Ю.Т., Гаритовская Э.В., Толубекова Б.X. Участие специалиста-бухгалтера впроведении следственных и непроцессуальных действий по делам о хищениях социалистического имущества. М., 1985. 5. Здравомыслов Б.В. Уголовное право РФ. - М., 1996 . 6. Игнатьев А.А. Уголовный кодекс. Постатейный комментарий. - М, 1997. 7. Козаченко И.Я., Новоселова З.А. Уголовное право. Особенная часть. - М. 1998. 8. Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право. М., 1996. 9. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., - 1984. 10. Наумов А.В. Комментарий к УК РФ. - М., 1996 . 11. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к УК РФ. - М., 1999. 12. Черданцев а. Ф. Толкование советского права м.: Юридическая литература, 1979. Швец Н. Я., Цымбалюк В. И. и др. Автоматизированные информа¬ционные системы выявления и предупреждения хищений в отраслях народ¬ного хозяйства. Киев, 1988. |
« Пред. | След. » |
---|