Рабочая программа по факультативному курсу «Вокруг тебя- мир» 5 класс Пояснительная записка Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя- мир» (5-8 класс) разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Данная программа : Дополняет учебники основного курса литературы; Согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ; Решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера; Способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся. их речи и т.п.) Художественные и публицистические произведения программы отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается произведениям отечественных писателей. отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Цель факультатива: Начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного и гуманитарного права; Формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста; Формировать читательские навыки; Развивать речь детей. Для методической специфики УМК характерны системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов6 литературоведческого, этического, правого. Существенным моментом в методике УМК является опора на собственный опыт учащихся. Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать ученикам видеть смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Учащиеся должны знать: Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; Тексты, рекомендованные для заучивания наизусть; Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет; Учащиеся должны уметь: Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении; Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте; Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения; Составлять план небольшого эпического произведения; Составлять устный рассказ о литературном герое; Пользоваться справочной литературой. Литература для учителя: Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997. «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев- Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр. Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16 Для учащихся: Вокруг тебя - Мир…-Книга для чтения. 5 класс/ В.Ю Выборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996 Календарно-тематическое планирование Кол-во часов; № урока | Тема | Цели | Компоненты | Дата | 1-2 | О правилах | Формирование жизненных ценностей школьников | Гуманистический компонент: разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей. Литературоведческий компонент: Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки. Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения. | | 3-4 | Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Кавказа) | Показать значение правил в жизни человека4 углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки | Гуманистический компонент: Соблюдение определенных правил способствует защите людей. Литературоведческий компонент: Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки. Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; | | 5 | Об уважении и сострадании (общие положения) | Дать представление о нравственных категориях | Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент: литературная сказка, композиция, роль художественной детали. Развивающий компонент: составление устного рассказа; формулирование основной мысли произведения. Обучение дискуссионной речи. | | 6-7 | Е.Носов «Трудный хлеб».Проблематика произведения. | Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»; Расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам | Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи | | 8-10 | А.Платонов «Неизвестный цветок» Сюжет. Герои сказки. | Привлечь учащихся к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства; расширить представление о литературной сказке, художественных особенностях; ввести понятие «афоризм» | Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент: развитие понятия «литературная сказка», её отличие от народной сказки. Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; формулирование основной мысли произведения. | | 11-12 | О.Уайльд «Мальчик- звезда». Тема сострадания в сказке. | Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки | Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «милосердие». Литературоведческий компонент: построение литературной сказки. Развивающий компонент: обучение дискуссионной речи | | 13-14 | Творческая мастерская | Иллюстрирован. прочитанных произведений; защита творческий работ | Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «уважение» Литературоведческий компонент: работа над основной мыслью произведения. Развивающий компонент: развитие монологической речи уч-ся | | 15 | О войне (обзор произведений на военную тему) Общая мысль произведений о войне. Герои, события, судьбы | Привлечь внимание учащихся к теме «война и мир»; показать актуальность данной темы в современное время | Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность. Литературоведческий компонент : различные жанры произведений. Развивающий компонент: развитие исследовательских способностей, развитие словарного запаса уч-ся. | | 16-19 | Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывки из романа). История и художественное произведение. Герои военных событий. Кутузов- великий полководец. Участие в партизанской войне людей различных сословий и возрастов. | Формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о художественной детали. | Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность Литературоведческий компонент: сравнительная характеристика героев; исторический фон художественного произведения. Развивающий компонент: развитие умения рассуждать, развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать) | | |