Урок русского языка "Разбор заданий ЕГЭ" |
ЕГЭ - Преподавание | |||||||||||
Тема урока: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис). Цели урока: Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях 3) закрепление навыков правописания; Развивающие: 1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) формирование орфоэпического навыка; Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний; Задачи учащихся: 1) научиться выделять словосочетания из предложения; 2) научиться определять способ связи слов в словосочетании; Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов; Вид урока: урок практических работ; Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная; Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый; Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений; Ожидаемый результат: высокий процент выполнения данного задания из части В (В3 по материалам ЕГЭ 2008 года). ХОД УРОКА I Оргмомент, актуализация. Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемых на уроке. Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задание из части В, связанное с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня - словосочетание. II Работа по теме урока. Повторение и обобщение материала. Давайте вспомним, что же такое словосочетание. (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически). Посмотрите на доску. Какие бывают виды словосочетаний по значению?
Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в с/соч. (схема на доске).
Х + завис. сл. Х + зав.сл. Х + зав.сл. Сущ прил Гл. сущ неизм.ч/р: прич Сущ. прил н.ф.гл. числ нар. мест деепрч. степени сравн. ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО ГЛАВНОЕ слово ЗАПОМНИ ! 1 ГРАМ. ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 2 СЛОВО С ПРОИЗВ.ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: Стоять возле ) III Закрепление полученных знаний. 1 Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний. Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске). · Мой мозг прояснили дурманы, Душа влечётся в примитив. Сл.раб: примитив – нечто простое Я вижу росные туманы! Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог») Выписываем словосочетания: мой мозг прояснили мозг влечётся в примитив росные туманы Коллективная проверка вижу туманы слышу мотив липовый мотив · Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжёлый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. (М.Цветаева) Выписываем словосочетания: мне нравится не уплывёт под ногами больны не мной под нашими ногами тяжёлый шар шар земной не уплывёт никогда 2 Практикум по определению способов связи слов в с/соч. У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч. 1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче. 2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь. Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. Способ проверки – взаимопроверка. Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют. Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить). 3 Отработка задания ЕГЭ. А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах 2008 года звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?(Записываем их в тетрадь). 1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч. 2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами! 3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему). Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2». 1 Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ: Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал. 2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ: Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду. 3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ: При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы. 4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ: Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества? 5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ: Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3». 1 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ: Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным. 2 Из предложений 10-13 выпишите с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ: 10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. 11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника. 12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. 13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана. 3 Из предложения выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ: Сама история и вызвала к жизни музеи. 4 Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ: Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались. 5 Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ: 11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается. 12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником. 6 Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ: Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро. 7 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ: Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. 8 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ: Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. 9 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ: Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. 10 Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ: Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. Способ проверки – взаимопроверка. Каков процент выполнения данного задания? IV Подведение итогов урока. Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу. (Листочки потом сдаются учителю). Оценивание работы учеников.
|
« Пред. | След. » |
---|