Использование приемов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического |
Рефераты - Русский язык и литература | |
Использование приемов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка За десять лет активного использования методов эйдетики и мнемотехники, взятых из «Школы эйдетики» И.Ю.Матюгина, я убедилась в эффективности вышеназванных методов в повышении грамотности учащихся. Применяя эти методы на уроках русского языка и на занятиях кружка «Эйдетика», я накопила большое количество детских творческих работ, а также своих собственных идей, которыми решила поделиться. «Эйдос» по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов. Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. Эйдетика (здесь занятия моего кружка) включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Но приемы эйдетики можно использовать и без занятий на кружке, а непосредственно на уроке. В этом более всего ценен учебник «Азбука» Н.В Нечаевой, К.С.Белоусец по системе общего развития Л.В.Занкова. Игры: «На что похоже буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приемами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для развития эйдетизма. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Поэтому, когда я в первом классе предложила им запомнить написание слова заяц, у них появилась масса интереснейших идей. Например, одни сразу увидели, что сама буква Я очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик. Другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, я - самый быстрый, я - самый умный! Я, я, я…». А вот третьи, уже с моей помощью, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц). И так можно фантазировать до бесконечности, используя различные приемы эйдетики и мнемотехники. Например, уже будучи во втором классе дети придумали более пятнадцати способов, как запомнить правильное написание слова город. И это не предел. Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация (у Занкова это коллизия): что именно в этом слове надо запоминать. И мы с детьми приходим к выводу, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепенно мы приходим к составлению мини-сказки: пассажир перед поездкой берет билет в кассе. Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием. К ПАССАЖИР Теперь у детей есть на что опереться для правильного написания этого слова. С помощью этих методов мне удалось повысить качество знаний учащихся по русскому языку с 68% до 76%. А при аттестации на высшую категорию мои ученики третьего класса в присутствии областной экспертной комиссии написали проверочный диктант с результатом 96% качества. Такого результата я добилась благодаря использованию опорных, или как мы с детьми их называем слов-подсказок (не путать с проверочными словами). «Подсказка-образ» должен быть ярким, смешным,нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, салют из сала. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения (этому я их учу на кружке). Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идет пар. Семья любит кушать щи». Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Но могут встречаться и ошибки при подборе слов-подсказок, дети могут путать слова-подсказки и проверочные слова, например , думая, что белая и береза – это родственные слова. Но я поясняю детям (и делаю это терпеливо много раз, пока дети не перестают путать), что слово-подсказка это не родственное слово, а просто подходящее к данному слову слово-образ. При умелом направлении мыслительного процесса у детей все недоразумения легко устраняются, а в споре рождается истина. Приемы и методы запоминания слов я разделила на несколько групп: 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!» Базар – бабы на базаре Береза – белая береза Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!» Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите) Деревня – дед в деревне Железо – железо режу еле-еле Запад – на западе солнце падает Инженер – Женя – инженер Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап Комната – комната у Наты Лопата – лопата лопнула Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги-маги Мебель – мебель белая Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе Паук – у паука папа Пенал – пенал моют пеной Ребята – ребята решают ребус Сапоги – Саша в сапогах Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тарелка – тарелка-это тара Улица – на улице встречаю знакомые лица Чувство – уважай чужие чувства 2. В слове спряталось другое слово. Богатство – бог дал богатство Валенки – валенки у Ленки Сверкает – в новом платье сверкает Верка Вдруг – друг-друга Гореть – горе гореть! Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/ Лисица – братец Лис Облако – на облаке лак Пловец – пловец плывет в плове Ракета – в ракете рак Соловей - соловей поет соло Трамвай - трамвай съело чудовище – ам! Ужин – ужи на ужин? 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. Смотри <Рисунок 1> 4. Состав слова. Воскресенье – приставка вос- Автобус, автомобиль – приставка авто- Агроном – приставка агро- Понедельник – приставки по- и не- Пятница – суффикс –иц- Девочка – суффикс –очк- Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о- 5. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о Погода – погоду наблюдают по годам Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия Сегодня – сего дня (при Петре I) Урожай – земля рожает урожай 6. Нахождение проверочного слова. Берег – брег /у Пушкина/ Лисица – лис Ботинки – боты Воскресенье – воскрес Впереди – перед, передний Пшеница – пшёнка 7. Подкрепление слов, которые трудно проверить. Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься. Подкрепляем его словом-подсказкой Катя. Мини-сказка: Катя катит мяч, шар. Еще пример, в просторечии встречаются слова коч-коч вместо кач-кач. Мини-сказка: качаться – это качка, а не кочка! Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда! Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму. Я так и сделала. У детей было множество идей. Они превращали букву ё в пешехода, и она ходила сама, оставляя круглые следы. Идей было очень много, и все они были разные. Смотри <Рисунок 1> 8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение. Магазин – магазин Портфель – портфель Библиотека- -библиотека Щавель – щавель Творог – творог 9. Как звучат слова в других языках. Арбуз – арбуз (укр.) Морковь – морква (укр.) Вчера – вчёра (укр.) Металлический – металл (англ.) Москва – Москоу (англ.) Портрет – портрит (англ.) 10.Составление ребусов. Восемь – во7 Заяц - Яц (за буквой я буква ц) Вокзал - вокзал 4 5 ( отгадка: волк) А К К У Р А Т Н О (Катя и Коля аккуратные) А О Т Л Я Я С У Б Б О Т А (в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости) А А Р Б Б Е А Т Р Т А А Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено сотни. Я лишь попыталась обобщить свой 19 летний опыт учителя, который творчески подходит к своей работе, постоянно ищет разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики и мнемотехники помогает моему самовыражению в профессии. Я иду на урок, как артист выходит на сцену. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель. ТЕЗИСЫ На собственном опыте я убедилась, что использование методов из «Школы эйдетики» И.Ю.Матюгина повышают грамотность учащихся. Применяя их на уроках русского языка и на занятиях кружка «Эйдетика», накопила большое количество детских творческих работ, а также своих собственных идей по запоминанию словарных и труднозапоминаемых слов. Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы слово легко вспоминалось. Заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. |
« Пред. | След. » |
---|