Договор трансграничной купли-продажи |
Договор трансграничной купли-продажи играет главенствующую роль в международном товарообороте. Однако в процессе исполнения договора, ему присущи определенные риски, связанные, например, с тем, что груз проходит большие расстояния, меняет несколько видов транспорта, переходит под контроль различных субъектов торговых правоотношений и т. д. Все эти факторы могут негативно отразиться на качестве товара, возможны практически все допустимые, объективно существующие потери: утрата, усушка, порча товара или тары и др. В связи с этим, необходимость определения стороны договора, обязанной нести риск случайной гибели или повреждения товара, является одной из важнейших проблем, решаемой законодательством по купли-продажи товаров. Вместе с тем, эти регуляторы не дают четкого определения понятию риска, что служит поводом для развития новых теоретических взглядов по данной проблеме, а также приводит к увеличению роли суда при толковании, разъяснении определенных трудностей, связанных с переходом риска от продавца к покупателю. Основными же международными юридическими инструментами регулирования данного вопроса служат Венская Конвенция 1980 г. и Правила толкования международных торговых терминов (ИНКОТЕРМС 2010 г.). С другой стороны, нормы, содержащиеся в рассмотренных документах, не устраняют необходимости обращения к источникам национального права, законы и правила которого не отличаются единообразием по исследуемой теме. В рамках данной работы автором на основе анализа положений международно-правовых актов была предложена типология свода норм по переводу риска, охватывающая различные ситуации и состоящие из следующих элементов: классификация договоров международной купли-продажи; наличие юридических фактов, таких как «принятие покупателем», «сдача первому перевозчику»; требования к идентификации товара. При разработке данной типологии было указано на существовании определенных трудностей толкования ст. 67 Конвенции, в частности положений, касающихся выражения «договор купли-продажи, предусматривающий перевозку», а также понятия «сдача». Подводя итоги настоящей работы, хотелось бы заметить, что именно управление рисками является ключевым звеном в осуществлении успешной международной коммерческой деятельности. Только управление рисками, как особый многоступенчатый процесс, предусматривающий совокупность методов, приемов и мероприятий, сможет способствовать минимизации или компенсированию ущерба. |
« Пред. | След. » |
---|