Барокко |
Это что-то неправильно, несоответствующее нормам. Так называли жемчужину неправильной формы. В начале 20 века так стали называть систему философских эстетических координат. Это модель чувствования мира. Оно было похоже в 17 и 20 веках. Ощущение потерянности человека в огромном мире. Барокко стало своеобразным способом решить проблемы. Есть общая картина этого явления, но каждый находит что-то своё. Хосе Ортега-и-Гассет говорил о том, что суть барокко непонятна. Он попытался передать своё видение этой культуры, написал много работ. Обращает внимание прежде всего на визуальную часть. Говорит о том, что художник стремиться заполнить всё данное ему пространство. Связывает это со стремлением удержать мир, пусть и хаотичный, но в чём-то целом. Прим: вход в церковь раза в 3 больше её самой. Культуру барокко принято считать напыщенной. Барокко не боится чрезмерной красоты. Иллюзия заполнения пространства. Огромное здание как бы стремится заполнить небо и землю. Своды испанских и итальянских церквей представляют собой изображение неба, на котором люди, предметы. Хосе Ортега-и-Гассет приводит в пример Эль Грека и говорит, что фигуры в его живописи представляют собой не настоящих людей, а их символы. Они перекручены, это чистое движение. Аверинцев, Михайлов и др. исследователи говорят о барокко. Они отмечают, что свои творения художник создаёт, отображая некую модель мира, в которую включает не только известное, но и непознаваемое. Это непознаваемое исчезает, оно констатируется художником. Таким образом, осуществляется удержание распадающегося мира. Система зашифровки увиденного. Произведение становится не простым, беллетрическим, но концептуальным, в который закладывается тайный смысл. Он же в отдельных элементах. Образность основана на разнообразных типах и вариациях метафоры. Каждый элемент зашифровывается при помощи соответствий этому предмету. Эти соответствия понимаются не всегда сразу. Прим: фонтан = дворец из хрусталя. Создаётся как бы 2ой слой произведения. В Испании в нач. 17 века появляется школа концептизма. Она связана с именем Бальтасара Грасиана. Его труд «Искусство остроумия». Предложил теорию нового литературного направления. Концепта ≈ метафора, понятие. Через зашифрованность мира нужно было постигнуть истины. Мир, который нам даётся, кажется иллюзорным. В его любом элементе можно сомневаться. Метафора – инструмент, который даёт возможность ощутить иллюзорность. Через прояснение истинных смыслов, как считали концептисты, происходит утверждение человека в христианском мире. Роман Грасиана «Критикон» - плутовской роман, но и житийный жанр религиозной литературы. Герои путешествуют через мир, который является собранием аллегорий. Они видят скупость и др. – это всё представлено в зашифрованном мире иллюзий. Господин попадается в ловушки мира. Второе популярное направление 17 века – культизм (от слова «культ») или гонголизм (по имени создателя Луиса Гонгоры). Он и его последователи писали стихи (тёмные, загадочные). Они отказывались от постижения смысла мира. Ст ихи Гогора очень красивы. Противником культизма был Лопе де Вега, стремящийся к простоте. Но была тогда и общность – ощущение эфемерного мира с его скоротечностью. Все великие литераторы эпохи барокко были священниками. Именно у них было много времени для творчества. В холодной протестантской Англии тоже были похожие ощущения (Джон Дон). Картина Эль Грека «Человек с рукой на груди» считается символом барокко. В произведениях Дона мы находим свободу, вольности, неожиданный эротизм. У него есть цикл стихов посвященный быту современной ему Англии. Щёголь, пахнущий дорогими духами, но в нём ничего нет; купцы. Вводятся понятия, взятые из науки. Тема анатомии. Говоря об отношениях с возлюбленной, он уже представляет, как они будут лежать покойниками. Он говорит об открытиях в науке, об атомах и мире, распавшемся на них. Сравнивает двоих влюблённых с ножками циркуля, потому что они не могут расставаться. « Когда меня придёте обижать, Не троньте пальцем эту прядь» (он обвил палец палец прядью волос возлюбленной). «Ты не спасла меня, зато я часть тебя с собою погребаю» Стихотворение «Алосилия любви» - пример того, как наука вошла в литературу. С одной стороны, трепетная любовь. С другой – печальная ирония и недоверие. |
« Пред. | След. » |
---|